Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2020 г.
  4. № 34 (6749) (26.08.2020)
Литература Общество Образование Гуманитарий

Послевкусие героических эпох

Нет для преподавания в школе книги страшнее «Тараса Бульбы»

26 августа 2020

Когда мы были подростками, книга Гоголя воспринималась однозначно: как героический эпос. Это была книга о героях (Тарас, Остап) и предателях (Андрий). В двадцать первом веке многое, если не всё, поменялось.


Во-первых, «Тараса Бульбу» по-разному воспринимают мальчики и девочки. Если мальчики, которые, как известно, развиваются медленнее, по-прежнему считают младшего сына Бульбы предателем, то «продвинутые» девочки встают на его защиту: Андрий предал, потому что полюбил, а право на любовь имеет каждый.

Во-вторых, сместились акценты. От мужского – к женскому. Современные школьники увидели в книге то, чего не заметили мы, – жену Тараса Бульбы, мать Остапа и Андрия, «слабую, как мать». Которая видит мужа «в год два-три дня» и у которой «берут» её сыновей.

От общего – к частному. Подросткам не нравится, что отец «навязывает» свои взгляды и ценности сыновьям. Человек, заявляют они, имеет право на личное счастье.

От чести – к жизни. Наши дети ценят жизнь выше чести. «Тарас отнял у сына жизнь, – пишут они, – а ведь это самое дорогое, что есть у человека».

Что же с нами случилось? (Случилось со всеми, просто дети простодушнее и искреннее нас, взрослых.) Мы больше не хотим быть ни героями, ни сверхчеловеками, мы стали толерантнее и утончённее, ценим комфорт и уют, культивируем свою личность и свою личную жизнь.

Почему? Думаю, потому что устали. Устали от всех прежних «героических» веков и в особенности – от прошлого, двадцатого. (Вы возразите, что дети не жили в прошлом веке. Верно. Но усталость от него они получили от нас в наследство, через гены).

Современный человек сам выбирает себе веру, отечество, профессию, даже пол. Человек стал «мерой всех вещей».

Но вспомним, что об эту «меру» преткнулась эпоха Возрождения, на излёте которой стало понятно, что человек – лукавая единица измерения. Тем более нынешний – женственный – человек.

Что делать? Жить, ожидая, куда кривая вывезет. Потому что в конце концов человек устанет от своей маленькой личной жизни и опять захочет великого. И продолжать «проходить» книгу Гоголя, которая, как всё великое, оказывается не позади, а впереди, чтобы, когда мы заблудимся на своих кривых путях, нам было на что равняться.

Инна Кабыш

 

Тэги: Инна Кабыш Дневник учителя
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На «виласапеде» да прямо в рай

    13.02.2025
  • Бабушки Лермонтова

    20.07.2022
  • «Встань и иди»

    08.12.2021
  • Проявление гениальности

    10.11.2021
  • Богач страшный...

    19.10.2021
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
  • Розыгрыш или проигрыш?

    50 голосов
  • Что вместо ЕГЭ?

    42 голосов
  • Недоросль, возомнивший себя «богом»

    34 голосов
  • Как я была сексисткой

    33 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS