«Понятие «родина» с годами становится для меня всё более дорогим, но всё более интимным. Оно связано у меня не с ощущением мощи, титанического пространства, огромного государства, а, пожалуй, наоборот: с ощущением вечного прозябания, с ликами моих бедных людей, дорогих мне родственников, родителей, бабушек, тётушек. Это понятие мне гораздо дороже, чем так называемые достижения или исторические катаклизмы. Редкие минуты возникновения нежности к родине связаны с бегством от «бездны унижений», с языком, верой, с моментами религиозных, очень интимных излияний, какими-то волнами тепла, исходящими от церкви. Реальная бурная жизнь страны действительно отдаляется и превращается в лучшем случае в литературу, в худшем – в газету. Вместе с тем приближается историко-литературный образ страны как единого целого. Расширяется понятие «нашего времени». В него входят по крайней мере два века», – говорил Василий Аксёнов в лекции «Капитальное перемещение», прочитанной в Спасо-хаусе в ноябре 1989 года.
Город, связанный с детством и юностью Василия Павловича, – Казань. Кстати, именно здесь зародилась любовь Аксёнова к джазу, которую писатель пронёс через всю жизнь. В начале 50-х годов прошлого столетия в Казани был образован легендарный джазовый оркестр под руководством Олега Лундстрема, и писатель вместе с друзьями посещал концерты. С 2007 года в столице Татарстана проходит праздник, посвящённый Василию Павловичу, – «Аксёнов-фест». Джаз – неотъемлемая его составляющая. В этом году фестиваль состоялся в 15-й раз.