Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2022 г.
  4. № 34 (6848) (24.08.2022)
Культура

Венец творенья, дивная Диана

К юбилею Маргариты Тереховой

24 августа 2022
Маргарита Терехова  в «Зеркале»

Осанка.

Вскинутые брови.

Снисходительная симуляция внимания к мужским глупостям.

 

В стране массовой убыли мужского поголовья и хронического дефицита самцов женщины столь же массово стелились под их волю – одна лишь Терехова позволяла себе роль оппонента, лукавого насмешника, спарринг-партнёра.

За это её и зарубил солидарный мужской трибунал в третьей серии фильма про мушкетёров.

Других способов укротить не было, только хард-кор.

«Если хочешь, я уйду, – шантажировал её мужчина в самом первом фильме, «Здравствуй, это я!». – Только скажи».

«Уйди», – отвечала она. И танцевала один из первых твистов в СССР в первый же год после отставки держиморды Хрущёва. Запястьями наружу, вьющейся змейкой, восхищая Ролана Быкова пластикой и чувством свободы, за десять минут до конца двухчасового фильма. Всё-таки санкций опасались и задвинули свободу в конец.

Это обманчивое дружелюбие, умение держать дистанцию и ставить на место зарвавшихся конкистадоров возбуждало до крайности. Даже Тарковский, сроду не терпевший ничьих, а особенно женских возражений, взял в «Зеркало» на сдвоенную роль Жены и Матери именно её: грело, что даже такая, царственная и дразнящая, – его слушается. Он был стопроцентным тираном и эгоманьяком, жён выбирал по сходству с матерью – но играть своих самых близких женщин взял её, ни капельки не похожую.

Кадр парящей над кроватью Тереховой попал на сотни киноведческих обложек как один из символов искусства кино вообще. Знала, кому подчиняться.

«Ей нужен здоровенный сукин сын, который не станет с ней разговаривать – просто согнёт в бараний рог!» – сердился на её героиню Дуров в курсовой работе Никиты Михалкова «И эти губы, глаза зелёные». Ошибся и он. Ей и сукин сын был не нужен. Айкидошное умение блокировать мужскую атаку и обезоруживать взрывом фальшивого хохота настолько ценно само по себе, что не предполагает постоянства, зато очень разнообразит личную жизнь, свою и мужскую. Терехова троллила Боярского в «Собаке на сене», Кайдановского в «Кто поедет в Трускавец», Любшина в «Монологе» и Гафта в «Дневном поезде».

Её любили на «Ленфильме» снимать: там такие дамы в цене.

Дворянок переиграла – не счесть, шляпок переносила – тысячу, длинные барские серьги ей особенно шли. Звездой национального масштаба стала в мюзиклах, заточенных под Боярского: все её народные роли сыграны по заказу Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию. Графиня Диана де Бельфлёр, сошедшая с небес, дабы приветить всеобщего усатого любимчика-дворняжку, стала её титульной маской, она и в жизни так себя вела: подпускала, а не гонялась. Рискни у нас хоть кто-нибудь поставить «Опасные связи» – не нашлось бы лучшей маркизы де Мертей; но такое для советского кино было явным перебором, а дальше уж и возраст подкатил.

Зато состоялась миледи в саге об одесских мушкетёрах. В платье тигровой расцветки и чёрном плаще на крыльях ночи, пани Маргарита плюсовала за десятерых – а как ещё играть в кафешантане, где яд в бокале аж пузырится и кипит и даже лилию на стене рисуют, как чёрную кошку в бакалейной лавке? Терехова свои реплики буквально провывала и простанывала – то ли рыдая, то ли заходясь от хохота, – не упуская притом случая подкусить оперетку прямо в кадре. Поучения кардинала встречала ехидным «Боже, какая таинственность!», а обморок Бонасьюшки – народным «Госспади». Зато казнь отыграла сущей Медузой Горгоной...

Ту же линию вела и дальше – в «Благочестивой Марте», «Давай поженимся», «Только для сумасшедших».

Очаровательная опасность и приятная змеиность.

Мягкий игнор чужих комплексов.

Капризный, многажды искусанный рот.

Обязательная свободная прядь вдоль щеки.

Когда в Москве ещё был Киноцентр, на нём трафареткой (т.е. многократно) было нанесено: «Маргарита Терехова – самая красивая актриса России».

Эти слова было не вырубить топором, пришлось ломать здание.

Других способов укрощения не было.

Только хард-кор.

 

P.S. В конце 70-х, на пике тереховского успеха, в продажу пошли первые кроссовки и майки «Пума» с дикой кошкой на логотипе. Из-за латинского написания все, буквально все в стране называли модный прикид «Рита». Маргарите Борисовне, должно быть, нравилось.


 

Редакция «Литературной газеты» смиренно припадает к стопам прекрасной актрисы и ещё раз признаётся в любви!

 

Тэги: Дата Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS