Кирилл Шишов. Избранничество: книга стихов. – Челябинск: Цицеро, 2018. – 256 с.
Не так давно вышел новый поэтический сборник Кирилла Шишова – известного уральского писателя, краеведа, заслуженного работника культуры Российской Федерации, почётного гражданина г. Челябинска.
«Эта книга – итог многих лет раздумий и творческих порывов. Она писалась на пределе искренности и трагизма событий современных и тысячелетних, семейных и общечеловеческих. И всегда Россия была в центре – в центре Мира, Души и Сердца автора…» – написал Кирилл Шишов в предисловии к сборнику.
Словно в подтверждение слов автора открывается книга «Балладой о шишах», которую он писал на протяжении 40 (!) лет. Ключевая идея произведения – тесное переплетение истории фамилии, рода с историей нации и страны. Этот мотив неразрывной связи человека – с родом, рода – с нацией, нации – со всем человечеством красной нитью проходит через весь сборник.
Одиночество невозможно в мире, где все люди – члены одной большой семьи, для которых Земля – общее жилище. Свято веря в эту всеобщность, лирический герой Шишова не чувствует себя потерянным и не меряет человеческую жизнь короткими отрезками бытия одного человека: жизнь – это нечто большее, ты – часть этого большего, звено могучей цепи, опоясывающей землю. Ради этого стоит жить и умереть.
Время собирать камни
С годами время движется быстрей…
И, кажется, ты близишься к разгадке
Великой тайны наших матерей,
Что родовые пережили схватки…
Они имели образы твои,
Тебе оставив право на свободу,
Чудесный мир осмысливать Земли
И вписываться в мудрую природу…
И зрелость наступает у Того,
Кто стал способен слышать поколенья
Грядущие из рода Своего,
Для коих подвиг близок без сомненья.
И с этой мыслью старость не страшна,
Хотя идут крутые времена.
Кирилл Шишов – поэт с ярко выраженной гражданской позицией, поэт-патриот с устоявшимся мировоззрением, которое, безусловно, находит отражение в его лирике. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но его искренность и верность собственным убеждениям не могут не вызывать уважения. Одно из ключевых произведений сборника, в котором проявляется авторская позиция, – стихотворение «Биография»:
Я люблю свою биографию.
Никому я её не отдам.
Я люблю свою географию –
Не мотаться по всем городам.
Каждый есть одинокий Адам,
Чьё познанье оплачено штрафами.
Я и Евы своей не предам,
Хоть мы оба не созданы графами.
Я свободу любил до безумия,
Без ума так и прожил свой век,
Презирая благоразумие,
Строя свой одинокий ковчег.
Но зато в моей сбивчивой повести
Место есть для любви и для совести…
Тот же мотив звучит в стихотворении «Автопортрет»:
Но это странное беспутство
Идти по жизни наугад
В нём сочеталось с однолюбством –
Присяге верен так солдат…
Жена ли, Родина – неважно –
Он им служил
Весьма отважно…
Да, смысл своей жизни лирический герой Шишова видит в служении – музе, семье, ближним и своей стране. Не часто встретишь сегодня человека с таким ясным и праведным взглядом на мир. Но Кирилл Шишов – поэт-традиционалист. А русская поэтическая традиция уже много веков хранит верность самым высоким и благородным идеалам.
Внушительную часть сборника «Избранничество» составляет гражданско-патриотическая лирика. Стихи Шишова о Родине – это не только и не столько признание в любви к своей стране и восхищение её величием, это в первую очередь размышления над её судьбой, над её прошлым и будущим. Это попытка начертить на полотне истории «русский путь» (так, к слову, называется первая часть сборника), чтобы понять, откуда он берёт начало и куда ведёт нас.
Поэт уверен, что России и русским предназначена высокая миссия:
Мы в шахматы играем с миром зла,
Его предвидя подлые ходы,
И за свои достойные дела
Спокойно ждём отмщения беды.
Но в этой пытке – подлинность судьбы,
Которой мы сотворцы – не рабы…
Интересно, что этими стихами автор не только продолжает отечественную классическую традицию, но и словно вступает с ней в диалог. Размышляя о судьбе нашей страны, Кирилл Шишов нередко «ведёт беседу» с классиками – Александром Пушкиным, Борисом Пастернаком, Фёдором Тютчевым:
Не то, что мните вы – Россия:
У ней всегда в страданье – сила…
Но, конечно, взгляд поэта обращён не только в прошлое или будущее нашей страны: он переживает и за её настоящее. В стихах Кирилла Шишова находят отражение социально-политические события наших дней. Например, стихотворение «На запрет участия в Олимпийских играх 2016 года», в котором звучит неподдельная обида и боль за Россию.
Очень разнообразны и представленные в книге стихи о природе. Здесь есть и классическая пейзажная лирика, воспевающая красоту окружающего мира, – жанр, прекрасно знакомый нам со школьной скамьи, отзывающийся в душе щемящей нежностью:
Желтизна и голубизна –
Акварель на исходе лета –
Донник в дымке седого сна
И вода до песка прогрета…
Мёда терпкого аромат
И цветущее море кашки…
Сколько лет я тому назад
Ощутил их, как день вчерашний…
Вижу их я сейчас, как рай,
Не заслуженный мной, внезапный,
Мой любимый в июле край,
Вечно юный и невозвратный…
Сердце мается на разрыв
От твоей красоты мгновенной…
Купола серебристых ив,
Берег отмели с белой пеной….
Но есть и стихи совершенно иного рода, которые можно считать явлением дня сегодняшнего, – экологические манифесты, призывающие людей опомниться. Яркий пример – стихотворение «Спич к роду человеческому», в котором пафос нарастает от первых строк («Род человеческий, доколе будешь ты / Бездумным разрушителем Природы») к последним:
Весь космос пред тобой – лети, пари!
Но на земле не смей дуреть от власти!
Боготвори пришествие зари
И дружелюбья зоревое счастье.
Леса не оставляют нечистот,
Моря не ты осеменял планктоном…
Достоин будь торжественных щедрот,
Смиряясь пред космическим законом.
Да будет Разум с Совестью в ладу,
Христос и Будда – равно дорогими.
Мы все подвластны высшему суду,
Которому одной Природы имя…
Несмотря на тревожную интонацию, рождающую предчувствие нависшей над миром угрозы, в этом стихотворении, как и во многих других в сборнике, отчётливо ощущается вера поэта в Человека, в его высокое предназначение, в его возможность измениться к лучшему. И верный залог преображения – совесть, данная для того, чтобы совершить нравственно верный выбор. Постоянное этическое напряжение строк всей книги в целом словно очищает душу читателя, не угнетая воображение мрачными и безысходными картинами действительности, а давая надежду на преодоление зла.
И Поэзия – один из способов духовного возрождения, пробуждения человека к новой жизни. Высокую миссию поэта лирический герой видит в том же, в чём и пушкинский пророк, – «глаголом жечь сердца людей»:
Бессмертие заключено в словах…
Переживая эры и народы,
Поэт не превращается во прах –
В воображении – его свобода.
Но он – не своеволен. Знает Бог
Его границы гнева и печали,
И потому чеканен стиль и слог,
Чтоб слёзы у потомков проступали…
При этом поэт – не обитатель башни из слоновой кости. Он живёт здесь и сейчас, плывёт, как и все, по бурному морю жизни – и ничто человеческое ему не чуждо. Доказательство тому – любовная лирика Шишова. В стихах о любви нет эфемерного, возвышенного, идеального женского образа. Автор нежно и чувственно рисует живую женщину из плоти и крови, находящуюся рядом с ним.
Я подхожу, сном душу освежив,
Осмысливая каждую деталь,
К тебе вплотную, словно бы в сераль,
Воображая – вместе как лежим…
Но… полон дом гостей и детских лиц,
Вот-вот проснутся в доме голоса –
И я сдуваю пыль с твоих ресниц,
Губами прикасаюсь я к глазам…
Такая сильная, искренняя любовь, не стыдящаяся обнажённости души и тела, не нуждается в сложных метафорах, в нагромождении образов. Она самоценна. И потому любовная лирика выделяется в сборнике наименьшей метафоричностью, что смотрится очень органично.
Особого внимания заслуживает часть книги под названием «Странствия иных земель», в которой собраны «стихотворные очерки» о путешествиях – Франция, Италия, Испания, Голландия и Украина оживают перед читателем. Интересно, что многие стихи в этой части сопровождаются небольшими комментариями, что придаёт им ещё большее сходство с путевым очерком.
Например, после стихотворения «Когда убит был Цезарь Августейший» – пояснения: «…брошены монеты в фонтан Треви, что против входа в гостиницу «Треви». А завтрак рано на 5-м этаже этой гостиницы, крохотной, но старинно-комфортабельной, с рисунками даже казаков на конях в коридорчиках и на лестничных площадках. Как будто Россия и здесь оставила свой след».
Или вот такая сценка из «Итальянской тетради»:
В Турине мы проездом пребывали,
Близка отсюда Франции граница,
И памятников конных вереница
На гонки так похожа… Или ралли…
Но скольким старикам спустя столетье
Во всех кафе и ресторанах
Как будто обеспечено бессмертье…
И к ней – комментарий: «Вечер-ужин в соседнем ресторане, где собралось к 8 часам вечера три-четыре десятка пожилых 70–80-летних туринцев…»
Поэт, словно делая набросок с натуры, намечает контуры величественных архитектурных сооружений – и зарисовывает сценки из жизни. При этом его лирический герой с одинаковой готовностью восхищается колоссальным храмом Святого Семейства в Барселоне и обилием велосипедов в Амстердаме – большое и маленькое, необыкновенное и повседневное переплетаются и сливаются в единое целое, которое и составляет жизнь.
И, наверное, это переплетение, сочетание невероятного и обыденного, сложного и простого, великого и малого производит наибольшее впечатление в сборнике в целом. Эта тенденция прослеживается не только от стихотворения к стихотворению, но и от части к части: пространство книги словно то сужается, то расширяется, пульсируя, протягивая через страницы живой нерв. Вот мы рассматриваем мир на уровне микрокосмоса одного человека – и вот перед нами уже расстилается целая Вселенная, которая потом вновь уютно и трогательно сужается – до пределов семьи…
Но главное – в книге полноценно в художественном смысле воплощена глубинная идея авторского мироощущения: идея единства, связанности всего в мире, ответственности каждого за всё, что происходит с нами и вокруг нас.
Валерия Галкина