ПРОЗА
Исабель Альенде. Остров в глубинах моря. – М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2014. – 448 с. – 5000 экз.
В меру сентиментальная история о рабыне-мулатке Зарите обретает дополнительный объём и немалую драматичность, поскольку Исабель Альенде удаётся воссоздать тягостную и завораживающую атмосферу острова Сан-Доминго в преддверии негритянской революции – первого массового восстания рабов, которое увенчалось успехом. Эту писательницу западные критики называют мастером «магического реализма», указывая, что в её книгах присутствуют тонкие духовные сущности, помогающие тем, кто взывает к ним в минуту нужды. Вот и Зарите удаётся избегнуть многих опасностей, спастись как от равнодушного высокомерия белых господ, так и от жестокости бунта беглых невольников. Как бы ни был кошмарен мир вокруг неё, Зарите старается жить в согласии и с гаитянскими духами вуду, и с христианскими святыми, всегда руководствуясь здравым смыслом и заботой о слабых. Преимущество книги Альенде в том, что, как бы ни были ужасны в своей реалистичности показанные ею картины, читателя не оставляет надежда на счастливый исход.
ПОЭЗИЯ
Валерий Лобанов. Там, на родине…: Стихи. – Иваново.: ООО ИТ «А-Гриф», 2014. – 52 с. – 350 экз.
В новую книгу московского поэта Валерия Лобанова, отметившего недавно 70-летний юбилей, вошли стихи, посвящённые малой родине, а конкретно – Ивановской области. Здесь собраны тексты разных лет, как публиковавшиеся в литературных изданиях, так и впервые представленные читателю. Для автора родные края – это не просто красивые слова, фигура речи, он по-рубцовски ощущает с ними «самую жгучую, самую смертную связь». И не может быть иначе там,
где дали мне принадлежат,
где память – в силах,
где мёртвые мои лежат
в живых могилах.
Лобанов не мудрствуя лукаво пишет о самом сокровенном. Правильным русским языком, без особых изысков и стилистических вывертов. Это добротная, проникновенная поэзия в лучших традициях «тихой лирики». Есенин, помнится, призывал писать как можно проще, ибо так труднее. Лобанов верен этому завету. Стихи его просты, но это настоящие стихи.
БИОГРАФИИ
Ирина Едошина. А я, душа театра… А.Н. Островский. – Кострома: Костромаиздат, 2013. – 320 с.: ил. – 500 экз.
Эта книга – исследование одновременно биографическое и литературоведческое. Целью доктора культурологии, профессора Костромского государственного университета Ирины Едошиной было показать, откуда возникло недопонимание пьес А.Н. Островского в 70–80-е гг. XIX века. Корни критики заключались и в причинах жизненного характера: Едошина разбирает взаимоотношения драматурга с публицистами (Аполлоном Григорьевым, Николаем Добролюбовым), актёрами (знаменитой Полиной Стрепетовой, Николаем Музилем), поэтами Николаем Некрасовым и Аполлоном Майковым. С другой стороны, Едошина раскрывает многоплановость пьес Островского, отсылающих нас не только к народной культуре, но и к Античности, создающих символические типы такой значительности, что Островского сравнивали с Ибсеном (а во Франции по сей день – с Бальзаком). Какими мотивами было проникнуто творчество великого драматурга, создавшего самобытный русский театр, который до сих пор остаётся как востребованным, так и малоисследованным?
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Леонид Пинский. Магистральный сюжет. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. – 400 с. – 1000 экз.
Магистральный сюжет, «сюжет сюжетов» – одна из важнейших основ литературоведения. Именно выделив этот коренной характер построения художественного произведения, мы обретаем право говорить «о комедии Шекспира… о трагедии Расина… о романе Бальзака… а не только о различных комедиях, трагедиях, романах этих писателей». Впрочем, когда авторское мировоззрение переживает радикальные изменения – меняется и магистральный сюжет. С этой точки зрения известный советский литературовед Леонид Ефимович Пинский рассматривает, например, лирику Вийона, исторический роман Вальтера Скотта и – особенно пристально и разносторонне – творчество Шекспира. Другой уровень, на котором можно отслеживать магистральные сюжеты, – это литература какой-либо страны (и нескольких стран) в определённую эпоху. Наконец, третий уровень – перекличка и взаимосвязи веков отдалённых. Книга успешно обобщает многолетние труды учёного.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Елена Заручевская. Крестьянские хоромы. – М.: Арт-Волхонка, 2014. – 72 с.: ил. – Тираж не указан.
Ярко иллюстрированная рисунками и фотографиями познавательная детская книга о деревянном северном зодчестве. Просторное и хорошее, по нашим представлениям, жильё мы до сих пор называем «хоромами» – однако что мы имеем в виду, говоря так? Книга Елены Заручевской (издана при участии Архангельского государственного музея «Малые Корелы») даёт возможность это проверить: здесь есть и схемы внутреннего устройства хором, и подробные рисунки с наименованиями различных частей деревянного дома, и самые разнообразные пояснения: скажем, чем плотничий топор не похож на древосечный, как положить деревянную крышу без единого гвоздя, и чем реставрация отличается от ремонта. Есть в этой книге и чувство гордости, некоторого особенного северного патриотизма, который даже помогает восприятию. Деревянные дома, одновременно бесхитростно и мудро устроенные, увы, не слишком долговечны, но понимание особенностей деревянного зодчества входит в генетическую память русского народа.
Пятикнижие № 35
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.