Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 сентября 2017 г.
  4. № 35 (6611) (06.09.2017)

Без следа

06 сентября 2017

Геннадий Шпаликов. Я шагаю по Москве. Стихи. Проза. Драматургия. Дневники. Письма. М. Зебра Е, 2017. 528 с., 1500 экз.


Разобраться, почему именно Шпаликов стал символической фигурой 60-х, вошёл в моду во времена «оттепели» и по-прежнему продолжает вызывать интерес даже у молодой публики XXI века, – интереснейшая задача. Однако обычному киноведу с ней, пожалуй, не справиться, потому что Шпаликов – явление, выходящее за границы кинематографа и не только по той причине, что писал стихи. Он – социальный феномен, достойный исследования культурологов, философов и даже психиатров. В этой творческой фигуре причудливым образом соединены гармония и хаос, нравственная чистота и отталкивающая патология. Безусловно, когда мы вспоминаем Шпаликова сегодня, речь идёт чаще всего об образе, об увековеченной в бронзе фигуре, о впечатлении от изящных фильмов. В его кино (какие бы режиссёры не воплощали замысел) – царят демонстративная лёгкость, фирменная необязательность, обманчивая, конечно, по своей природе. Сценарная конструкция у Шпаликова как будто специально выглядит хрупкой, нарочито не вписывающейся в схему и это, безусловно, великий талант рассказывать историю, не оставляя следов авторских усилий, драматургических уловок.

Очевидно, что притягательность образа Шпаликова в значительной степени складывается из контраста – человек с чёрной меланхолией создаёт вещи, которые стали каноном романтического кино. Из этой гремучей смеси пытались извлечь политические дивиденды – представить Шпаликова жертвой режима. Однако, кажется, что такой художник мог возникнуть исключительно в советской системе, которая при всех её издержках рождала произведения дистиллированно аполитичные, напрочь лишённые признаков конъюнктуры – роскошь в наши дни недоступная. Так что не стоит вешать самоубийство Шпаликова на советскую власть. В его личной жизни, в его болезни было достаточно поводов для трагического финала.

Кем стал бы Шпаликов, переживи он времена Брежнева? Прожектором перестройки? Фигурантом уголовки в 90-е? Знаменем либеральных ценностей в двухтысячные? Уехал бы на Запад, вступил в КПРФ? Чем жила бы его нездоровая душа сегодня?.. Невозможно представить.

Шпаликов – артефакт советской цивилизации. Из его текстов мы ничего не узнаем о нём, но время автор запечатлел гениально. Редкий дар художника – не надоедать собой окружающим. В жизни, говорят, всё было совершенно иначе.

Вадим Попов


Тэги: Геннадий Шпаликов
Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Желанье вечное...

    20.11.2013
  • Желанье вечное...

    5 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS