Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 сентября 2018 г.
  4. № 36 (6657) (04.09.2018)
Общество

Игроки в бисер

Только мастера владеют искусством осмысливать прочитанное

05 сентября 2018
Ведущий, как магнит, притягивает в студию талантливых людей

Экзюпери в самой знаменитой своей книжке сказал: «Взрослые очень любят цифры». А если так, начнём с цифр.

Интеллектуальная программа о классической литературе «Игра в бисер» выходит на канале «Россия – Культура» семь лет. В 2016 году «Игра» стала лауреатом Российской общенациональной телевизионной премии ТЭФИ. В нынешнем сентябре у неё – юбилей, 200-й выпуск.

«Столько не живут!» – скажет читатель. «Особенно на телевидении», – добавлю я.

В чём же секрет этого долголетия? Думаю, не в последнюю (а может, и в первую!) очередь в её авторе и ведущем Игоре Волгине. Доктор филологических наук, президент Фонда Достоевского, профессор и поэт Волгин на наших глазах стал ещё и шоуменом (в хорошем смысле этого слова!)

Огромная эрудиция, литературный вкус, блестящий русский язык, чувство юмора, наконец, обаяние или, как принято говорить сегодня, харизма, сделали передачу о книгах авторской, то есть уникальной. Без личности Игоря Волгина с его слоганом «Читайте и перечитывайте классику» передача не представима.

«Каков поп, таков и приход» – гласит русская поговорка.

«Приход» («полк Игорев»), то есть приходящие на программу гости, под стать хозяину: писатели и поэты, литературные критики и литературоведы, режиссёры и актёры. За семь лет существования программы на ней побывала «могучая кучка»: Е. Евтушенко, Ю. Поляков, А. Турков, М. Кудимова, Д. Сухарев, М. Замшев, А. Николюкин, С. Семёнова, Д. Бак, Д. Быков, Е. Рейн, Е. Сидоров, А. Ганиева, М. Шаргунов, И. Шайтанов – если бы не размер газетной публикации, список можно было бы длить.

Ясно одно: ведущий, сам человек талантливый, как магнит, притягивает к себе талантливых людей. А их у нас, слава богу, много!

Но ведь любая программа – это не только участники, но и зрители. Кому адресовано столь, казалось бы, элитарное шоу?

Скажу, «ничтоже сумняшеся», – всем, говорящим и читающим на русском языке. «Игру в бисер» смотрят и в России, и в странах ближнего зарубежья, и за рубежом – «отцы» и «дети», «писатели» и «читатели», интеллектуалы и просто мыслящие люди.

Не так давно президент Путин предложил составить список «100 книг»: минимум, который должен прочесть каждый россиянин. Программа «Игра в бисер» превысила этот, назовём его «рекорд», вдвое: 200 несомненно являющихся классикой текстов.

Каких именно? Как отечественных («Евгений Онегин»), так и зарубежных («1984»), как древних («Илиада»), так и современных (лирика Е. Евтушенко).

Я неоднократно была гостем программы. Так вот, если вспомнить только книги, в обсуждении которых принимала участие я, получится, что обсуждались и тексты классической русской литературы («Слово о полку Игореве», «Ревизор»), и литературы ХХ века («Как закалялась сталь», «Доктор Живаго»), и детская классика («Тимур и его команда»), и произведения зарубежной литературы («Над пропастью во ржи»). Как-то не довелось мне обсу­ждать поэзию, но и она много раз была предметом разговора на «Игре»: Пушкин и Ахматова, Есенин и Маяковский, Саша Чёрный и Д. Хармс плюс вся военная лирика.

Хотелось бы отметить ещё одну черту «юбиляра»: интеллигентность, ведь важно не только что говорят, но и как говорят.

(Полной противоположностью в этом смысле «Игре в бисер» является программа «Пусть говорят».)

Я, например, не боюсь отсылать своих учеников к любому выпуску (передача регулярно выкладывается в Сеть) – обсуждается ли «Бесприданница» или «Лолита» – потому что уверена: юным людям будет дан «классный урок литературы» (особенно готовящимся к ЕГЭ по этому предмету), русского языка, и – не в последнюю очередь – хорошего тона.

На нашем ТВ есть передачи, формат которых, образовавшись однажды, не меняется. «Игра в бисер» находится в постоянном поиске. Так, на моих глазах, к всемирно известным «взрослым» текстам («Анна Каренина», «Двенадцать») прибавились произведения «детской» литературы (сказки Андерсена и братьев Гримм, «Незнайка»).

Если, как говорят, юбилей – повод не только подвести итоги, но и составить планы на будущее, то это как раз тот случай. В планах программы – обсуждение не только одной книги, но, например, одного стихотворения.

Или одного образа.

Авторы хотят попробовать поговорить о таких жанрах, как мифы или пословицы и поговорки, а также о поэтике, композиции, сюжете произведения.

Есть идея: наряду с книгами давно ушедших и выдержавших испытание временем начать обсуждать тексты ныне живущих и активно действующих писателей. Лично мне очень хотелось бы стать если не участником, то зрителем программы, на которой обсуждались бы книги А. Иванова, В. Пелевина, Л. Петрушевской, Д. Кудзее, М. Уэльбека, М. Кундеры.

Конечно, обсуждение текстов современной литературы сопряжено с определёнными трудностями: всегда найдутся те, кто скажет: «А почему обсуждается роман Иванова, а не Петрова?» Но, уверена, автору программы и его гостям хватит эрудиции и чувства юмора доказать, почему текст того или иного современного автора можно считать классическим.

В планах и «омоложение» состава участников: предполагается, кроме высоколобых филологов и философов, приглашать и идущих им на смену продвинутых студентов и даже школьников.

В заключение хочется поздравить всю команду «Игры в бисер» (шеф-
редактора Николая Марченко, редактора Татьяну Сорокину, режиссёра-постановщика Андрея Туринова, оператора-постановщика Олега Кочубея, режиссёров монтажа Алексея Блажиевского, Михаила Лобанова, звукорежиссёра Ольгу Чоксейрек, референта Екатерину Волгину, стилиста Елену Полубоярнинову, композитора Станислава Василенко, исполнительного продюсера Екатерину Сахацкую, генерального продюсера Алевтину Кузовенкову) с юбилеем, поблагодарить за то дело, которому она служит. А это ни много ни мало сохранение и трансляция нашего национального кода, ведь, осмелюсь предположить, русская литература и есть наша национальная идея, то есть код воспитания «всемИрной» и «всемЕрной» отзывчивости, сплочения гуманитарной общественности России и зарубежья.

И словами гоголевского героя пожелать: «Большому кораблю – большое плавание!»

А всем зрителям, перефразируя её автора и ведущего, на прощание сказать: «Смотрите и пересматривайте «Игру в бисер».

Инна Кабыш

Тэги: Инна Кабыш
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бабушки Лермонтова

    20.07.2022
  • «Встань и иди»

    08.12.2021
  • Проявление гениальности

    10.11.2021
  • Богач страшный...

    19.10.2021
  • Обречённая на спасение

    31.08.2021
  • Розыгрыш или проигрыш?

    50 голосов
  • Послевкусие героических эпох

    44 голосов
  • Что вместо ЕГЭ?

    42 голосов
  • Как я была сексисткой

    33 голосов
  • Воздух будущей России

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS