Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 сентября 2020 г.
  4. № 36 (6751) (09.09.2020)
Литература

Как Куприн сосну спас

Помнит Устюжна писателя

09 сентября 2020
Сосновая аллея близ усадьбы Даниловское, где до сих пор растёт спасённое Куприным дерево

Нашествие зловредного коронавируса, ставшее всемирной напастью последнего года второго десятилетия XXI века, лишило Александра Ивановича Куприна юбилейных торжеств в городе Устюжне и в селе Даниловском на западе Вологодской области. Куприн не раз приезжал сюда, подолгу гостил в усадьбе своего друга Фёдора Дмитриевича Батюшкова.


...На тронутой ржавчиной спинке ажурной железной скамьи примостилась пёстрая сойка. Мягкость моих шагов привередливую пичугу обмануть не смогла, и птица рассвистелась от всей души.

Я присел на тёплый металл и оглянулся на усадьбу. Достойный друг Пушкина – «Батюшков нежный», как назвал его Осип Мандельштам, в беломраморном воплощении задумчиво смотрел на сумеречную мрачность аллеи.

В родовых пенатах поэт бывал не слишком часто, а последние три десятка омрачённых душевной болезнью лет и подавно провёл в Вологде, словно избегая встреч с ужасами, настигшими его предков в имении, ныне ставшем Музеем-усадьбой Батюшковых и А.И. Куприна.

Беды владельцев села Даниловского начались с подозрительности императрицы Екатерины Великой и чрезмерного пристрастия захолустного дворянства к болтовне. Не любившая «пропускать врак без исследования» царица прознала, что где-то в глухомани тогдашней Новгородской губернии объявился якобы потомок покойной царицы Елизаветы Петровны и... английского короля. Незадачливого претендента на два престола вскорости схватили, распознав в нём подпоручика Ипполита Опочинина. Заехав в здешние места ради покупки лошадей для своего полка, Опочинин так спелся с помещиком Ильёй Батюшковым, что приятели доболтались до намерений схватить Екатерину и заточить её в монастырь.

Царствие покровительницы муз и собирательницы стаи доблестных «екатерининских орлов» было блестящим, но отнюдь не милосердным к длинноязыким провинциалам. Незадачливые «заговорщики» попали под следствие, в проведении которого особенно усердствовал обер-прокурор Всеволожский, набравшийся таким образом первичного опыта общения с самозванцами и удостоившийся в конце концов высочайшего доверия, став одним из судей Пугачёва. Нелишним будет упомянуть, что деятельным помощником обер-прокурора оказался гвардии поручик Архаров, выбившийся много позднее в московские обер-полицмейстеры, благодаря чему ревностных, но туповатых слуг закона и по сей день кличут архаровцами.

Частый гребень чиновничьего усердия прошёлся по окрестным усадьбам, выдёргивая пред очи обер-прокурора то одного, то другого ошалевшего от страха помещика. Петербургские ревнители верноподданничества не скупились на «увещания», как тогда изящно называли пытки. Речь велась уже не о сговоре устроить монастырское затворничество Екатерины II: хитроумный Всеволожский кроил страшное дело о плане убийства царицы и был, кажется, не прочь притянуть к нему цесаревича Павла, а в придачу и впавшего в немилость Григория Орлова...

До отставного фаворита императрицы «смершевцы» восемнадцатого столетия так и не добрались, но Илью Батюшкова заковали в «железа» и отправили в заполярную Мангазею. В конце концов петербургские церберы расщедрились на кое-какое милосердие: Батюшкова-помещика втихую, никого из близких страдальца не извещая, избавили от оков, но домой не отпустили. Другим послаблением стало увеличение казённых затрат на содержание горе-злоумышленника с двух копеек до медного пятака в день. Император Павел вернул несчастному чин и дворянство, дозволив въезжать в Москву и в Петербург, но монаршьей милостью ссыльный воспользоваться не успел. Дата кончины затерялась в архивах, а могила сгинула вместе с покинутой людьми Мангазеей.

С перепугу или под пыткой Илья Батюшков впутал в чреватую эшафотом историю племянника Николая. Заполярных морозов отцу поэта, правда, испытать не довелось. Наказание свелось к приказу сидеть в своей деревне и не болтать, да только обернулось оно манией преследования для него самого и, возможно, подтолкнуло к безумию прославившегося впоследствии сына.

Вначале нынешнего века, когда в усадьбу Даниловское впервые приехал передохнуть от петербургских загулов Александр Куприн. Зазвал его сюда последний владелец имения Фёдор Дмитриевич Батюшков – известный литературовед, критик и опять же не прямой, но потомок поэта. Приглашение не обошлось без дружеской корысти. Профессору и редактору журнала «Современный мир» обидно было, что буйный нрав Куприна слишком часто уводит того от письменного стола к трактирному застолью, и он надеялся, что вдали от «писательского» ресторана «Вена» перо живого классика куда прытче заскользит по бумаге.

В надеждах на купринскую трезвость Батюшков, конечно, дал маху. Куприн нередко сбегал из Даниловского в полюбившийся ему устюженский трактир Гамова, но умудрялся писать и в обеденном зале, откуда без усилий переносился в мыслях то к холмам Палестины, где премудрый царь Соломон встретил сторожившую виноградник Суламифь, то в жестокий мир персонажей «Ямы».

...С железной скамьи в парке Даниловского, на которой я вспоминал дела былых веков, видна аллея, по которой уже с 1812 года подъезжали к господскому дому все его владельцы и гости. Предание гласит, что деревья сажали пленные французы, застрявшие в России после бегства Наполеона. Тенистый свод аллеи Куприн вспоминал и в эмиграции, горько скорбя по участи деревьев, порубленных, как он считал, после революции на дрова. Плохому поверить нетрудно, но, к счастью, ошибся Куприн! Помилованные крестьянскими топорами деревья и сейчас зелены. Цела и сосна, которую писатель выкупил у мужиков, уже поднёсших пилу к основанию ствола. Предание гласит, что Куприн, случайно проезжавший мимо, пожалел дерево и, посулив вальщикам ведро водки, обязал мужиков оставить сосну в покое.

Про отголосок из прошлого поведал мне профессор Колесников. Приехав сюда учительствовать ещё в двадцатые годы, он застал в народном доме старинный беккеровский рояль, который привезли из имения Свистуны, принадлежавшего известной тогда пианистке Вере Сипягиной-Лилиенфельд. Инструмент давным-давно не настраивали, звучал он кошмарно, а тапёр, пытавшийся подыгрывать происходившему на киноэкране, вполне соответствал инструменту в его клубном состоянии. В девяностые годы прошлого столетия разнеслась молва, что удалось найти «сипягинский» рояль. Я спросил об этом заместителя директора Устюженского краеведческого музея Светлану Берёзкину, но услышал в ответ, что, к сожалению, о подлинности речь не идёт, тот самый рояль пришёл в негодность ещё до войны, и судьбу его угадать нетрудно.

Из мемуаров первой жены писателя, Марии Карловны Куприной-Иорданской, известно, что сюжетом знаменитого рассказа он обязан реальной истории. Но вот «Аппассионату», ставшую музыкальным лейтмотивом рассказа, Куприн услышал в устюженских краях. Неподалёку от Даниловского располагалось имение знаменитой пианистки Веры Сипягиной-Лилиенфельд. Её пальцы и пробудили перед гостями, среди которых был Куприн, усадебный белый рояль, оживили в памяти писателя давний петербургский анекдот, превращённый купринским пером в реквием по безнадёжной и чистой любви.

«Я слушала её игру и раньше – в концертах и здесь, дома, – писала М.К. Куприна-Иорданская. – Исполнение её при безукоризненно высокой технике было бездушно и не трогало. Поэтому я не ждала от неё проникновенного исполнения «Аппассионаты». Но в этот вечер она вложила в свою игру то трагическое чувство, каким была её последняя, безнадёжная любовь... Так, как в этот вечер, никогда раньше она не играла. Её лицо, освещённое свечами, стоявшими на рояле, было бледно, по щекам катились слёзы».

Мрачные предчувствия Куприна о судьбе запомнившейся ему аллеи не сбылись, зато исчезло из Устюжны многое другое. В «святые» девяностые, как предлагает именовать этот мрачноватый период небезызвестная номенклатурная вдова, «красный петух» слизнул облюбованный Куприным трактир. Сгорела – вот парадокс – и уникальная пожарная каланча, походившая внешне скорее на приморский маяк, нежели на смотровую вышку. Нет в городе и дивной иконы «Богоматерь Одигитрия», которую в Смуту проносили по стенам укреплений, готовясь отражать подступивших поляков.

Икону эту, перед которой стаивали Батюшков и Куприн, радовавшую и утешавшую устюженцев в соборе Рождества Богородицы, вместе с несколькими ещё товарками по несчастью выкрали в несвятые для реликвий годы неведомые до сих грабители. Через несколько лет Богородица нашлась в частной галерее на берегах Темзы. Владелец коллекции, не подозревавший о происхождении приобретённой им случайно иконы, махнул рукой на утрату немалых денег и вернул сокровище в Россию. А потом начались не вполне понятные интриги, в результате которых «Богоматерь Одигитрия», несмотря на мольбы устюженских музейщиков, была тогдашней Росохранкультурой помещена в столичный храм Христа Спасителя... 

Нет ни в городе, ни в Даниловском и памятника Куприну. Надеюсь, что это дело наживное!

Тэги: Пешком в историю Олег Дзюба Александр Иванович Куприн
Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город мастеров

    31.05.2023
  • Дети императора

    24.05.2023
  • Победы на благое просвещение

    21.04.2023
  • Охранная грамота для Скрябина

    14.09.2022
  • Камчатка наша

    13.07.2022
  • Коренные и некоренные

    38 голосов
  • «Последние могикане»

    24 голосов
  • Два Симонова и Бунин

    23 голосов
  • Котиковая шубка для эмиграции

    21 голосов
  • Камчатка наша

    20 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS