Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 сентября 2015 г.
  4. № 37 (6525) (23.09.2015)

Каким быть выпускному сочинению?

Выпуск 8 (19)

23 сентября 2015

В прошлом учебном году впервые после долгого перерыва в школу вернулось выпускное сочинение. По замыслу Министерства образования его итоги могли учитываться и при приёме в вузы. Так что же показала прошедшая приёмная кампания, совпала ли оценка школьных учителей и педагогов вузов, получилось ли выпускное сочинение таким, каким задумывалось и каким оно, с учётом приобретённого опыта, должно быть в будущем? Эти вопросы стали главными на прошедшем в редакции круглом столе с участием авторов приложения «Словесник», учителей русского языка и литературы московских школ, методистов и преподавателей вузов.

Людмила ДУДОВА, зав. кафедрой филологического образования Московского института открытого образования:

– Мы говорим о выпускном сочинении, но напрямую связываем его сегодня с поступлением в вуз. Из выпускного, а как говорят учителя, «допускного» (ибо только при оценке «зачёт» одиннадцатиклас­сник может быть допущенным к сдаче ЕГЭ), сочинение стало вступительным. Число тех, кто изъявил желание представить его при поступлении в институт, оказалось велико.

Официальная статистика говорит, что около 70 процентов вузов учитывало результат выпускного сочинения. Но, к сожалению, многие пошли по пути наименьшего сопротивления, то есть ставили один-два балла, не перепроверяя работы, доверяя школьным учителям. Прекрасно, в кои веки учительские труды получили признание. Но… причина такого «доверия» банальна: на перепроверку не было заложено средств в бюджетах вузов, то есть им просто нечем было платить преподавателям. Правда, и в школах ситуация была примерно такой же, но учителя русского языка и литературы, не ропща и не надеясь на дополнительное поощрение, проверяли работы по два, а то и по три раза, если сочинение было спорное. От итогов проверки зависел допуск выпускника к ЕГЭ, но думается, что не только в этом причина.

Предложенный формат сочинения ориентирован не только на демонстрацию знаний и умение связно рассуждать на заданную тему, но и на высказывание своего мнения о мире, себе, окружающих, то есть на некоторую открытость, доверительность, исповедальность. Настоящий учитель такого случая погружения в мир ученика не упустит и с бюджетом школы не посчитается. Прочтёт, подумает, сохранит в памяти эти последние миги общения со своим питомцем, оценит его готовность к вступлению во взрослую жизнь. Отказавшись в большинстве своём от проверки работ, вузы продемонстрировали удивительное безразличие к тем, кто заполнит вузовские аудитории, к личности поступающего.

Сергей ЗИНИН, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета:

– В профессиональном сообществе есть и те, кто считает, что такое сочинение не нужно, что это неудачное «реанимирование» прошлого. В этой связи стоит вспомнить, как оно умирало. В своё время некоторые вузы приветствовали исключение сочинения из вступительных экзаменов, поскольку оно было первым и сразу отсеивало слабых выпускников, сокращая тем самым количество поступивших абитуриентов, и с энтузиазмом восприняли новую форму – изложение. По сути, это был тест на проверку моторной памяти, к которому в виде «бантика» привязывался небольшой частный вопрос по тексту.

Таким образом, сочинение по литературе постепенно отошло в небытие. Потом вступил в силу единый государственный экзамен, в рамках которого оно присутствовало и присутствует, но это уже экзамен, который выбирают лишь примерно пять процентов выпускников. Это сочинение имеет профильную филологическую направленность и нацелено на проверку способности выпускника рассуждать на конкретную литературную тему.

Вернувшееся ныне сочинение изначально задумывалось не как литературоцентричное, а как «свободное»: как я провёл лето, какой вид спорта мне нравится и тому подобное. Слава богу, здравый смысл восторжествовал, и мы добились присутствия в сочинении литературной составляющей. Правда, тут же получили «болезнь роста». Потому что многие дети к 11-му классу забыли, что это такое, сочинение на литературном материале, и совершенно разучились его писать. Они усердно готовились к экзамену по русскому языку, и только упомянутые пять процентов готовились к ЕГЭ по литературе. В итоге мы получили знакомую картину. Дети писали, опираясь преимущественно на произведения школьной программы, но по принципу – что помню и неважно, к чему привяжу. В результате рассуждая, например, на тему любви в творчестве Лермонтова, ученик проникновенно написал о любви Казбича к своему коню. Другой пример: ребёнку досталась тема войны, и он написал про войну – но… глазами бывшего немецкого офицера, который в своих мемуарах поведал о страданиях немецких «гостей» на нашей земле.

Инна КАБЫШ, гимназия № 1595:

– Скажите, пожалуйста, а почему в прошлом году концепты сочинений были подробные, а в этом – всё очень общее? И темы заранее вывешиваться не будут? То есть ученик под каждый концепт должен придумать несколько тем?

Сергей ЗИНИН:

– Да, будут обнародованы только общие тематические направления, иначе, как мы опасаемся, произойдёт мгновенная «нарезка» на темы и начнётся усердное «натаскивание» на них. В данном же случае предлагается осмыслить очерченную проблематику более широко.

Жанна КРАСАВИНА, ГБОУ «Лицей 1524»:

– Что я наблюдала у 11-классников? Была объявлена тема – война. Что сделали наши дети? Достали сборники золотых сочинений, выучили тексты и изложили их. В формате зачёт-незачёт они, конечно, получили зачёт. И это было массовым явлением.

Галина ГОРДИЕНКО, ГБОУ «Школа 2114»:

– Я решила спросить, что думают сами будущие выпускники о возвращении сочинения. Ребята не боятся этого вида экзамена, они считают, что каждый должен уметь выразить себя. Уроки литературы обогащают личность, заставляют хоть на короткое время задуматься о высоком, о вечном, заглянуть в себя. Почему-то принято считать, что сейчас все не читают. Это не так. Да, есть те, кто не читает вообще, но на уроках слушает, есть читающие к занятиям. А разве плохо, если к уроку они прочтут Бунина? Но есть группа учеников (а таких во все времена было немного), которая читает, размышляет. Подготовка к сочинению позволяет расширить представления выпускника о мире.

И ещё. Не надо путать экзамен с творческим конкурсом. Не надо от экзаменационной работы требовать всего и сразу.

Александр ГУТОВ, средняя общеобразовательная школа № 1143:

– Буквально несколько лет назад я понял, что мне нечем держать 11-й класс. Вместе с отменой выпускного сочинения исчезла мотивация изучать литературу. Ведь ученик устроен так, что сколько бы мы ни говорили о свободе, если нарратив не присутствует, то ребёнок будет развлекаться. Ему нужно помочь, в том числе и дисциплиной.

Мне кажется, что нужно обращаться туда, откуда пришло решение, и просить, чтобы были введены какие-то императивы. Если они не будут введены, то произойдёт окончательная девальвация сочинения. Почему это происходит, понятно, – в первую очередь потому, что произошла девальвация художественной литературы. Но для России литература – особый вопрос. Это тот язык, который нас скрепляет. Потеряв литературу, можно потерять всё.

Для того чтобы вернуть детям интерес к литературе и чтению, сегодня есть все возможности. Тем более, как оказалось, у молодёжи есть стремление описывать картины окружающего мира языком, отличным от того, которым они говорят в социальных сетях. То есть они хотят рассуждать о смысле жизни. Хотят, но не умеют.

Людмила ДУДОВА:

– Все, независимо от того, какую профессию они выберут, должны уметь грамотно и связно выражать свои мысли. Если у человека не формируется привычка к рефлексии, если исчезает интерес к размышлению о себе и мире, то рано или поздно такой человек столкнётся с кризисом личности. Предложение некоторых участников дискуссий в соцсетях о формулировке тем сочинений с учётом выбора будущей профессии – не выход. Путь этот уже был пройден. Размышлять и чётко излагать свои мысли мы должны научить всех: и лириков, и физиков, и мастеров машинного доения, и водителей троллейбусов. Неплохо бы вернуться к культу человека не только потребляющего, но и мыслящего.

Александр ГУТОВ:

– Пока мы спорим, может возникнуть совершенно другая концепция сочинения, из которой русская классическая литература практически исчезнет. Я имею в виду слишком широкое толкование предложенных для использования на экзамене текстов, которые могут включать как художественные, так и научные, исторические и публицистические тексты. Выбирать можно только из одной позиции – авторитета русской (можно и зарубежной) классической литературы – и её отстаивать.

Галина ЗЫКОВА, гимназия № 1274 имени В.В. Маяковского:

– Проблема не в отсутствии у детей желания творить. Просто они долгое время были нацелены на ЕГЭ и настолько привыкли к указаниям, что делать, как вычленить проблему, куда её поставить, чем её аргументировать, что стали в этом виртуозами. И когда им вдруг в сентябре сообщили о выпускном сочинении, они спросили: «А как мы будем готовиться?» Ответ «никак, мы готовы» поверг их в ужас. Вольные рассуждения о литературе будут гораздо полезнее, чем выученные клише из сборников.

Мы очень боимся, что ученики не будут допущены к экзамену, потому что есть дети, для которых 250 слов сочинения – невероятно тяжёлый труд. Но если мы дадим понять таким ребятам, что умение размышлять о книгах делает их людьми образованными и состоявшимися, то всё будет хорошо.

Ольга БРЮХАНОВА, лицей НИУ ВШЭ:

– Мне было интересно читать сочинения абитуриентов. Декабрьские работы выпускников 2015 года, разумеется, должны стать предметом обсуждения в профессиональном сообществе. Кроме того, как в экспертной оценке сочинений, так и в обсуждении путей успешной подготовки к итоговой аттестации важен диалог между вузовскими преподавателями, сотрудниками ФИПИ и учителями. С высот академической науки работы выпускников зачастую оцениваются строго и весьма критически. Преподаватели высшей школы и родители должны понимать, как непросто в современной массовой школе научить ребёнка строить грамотное, логичное, содержательное письменное высказывание. Поэтому очень важна поддержка родителей, учёных, методистов, деятелей искусства, представителей средств массовой информации в формировании мотивации к учёбе, развитию устной и письменной речи.

Елена ВИНОГРАДОВА, лицей информационных технологий № 1533:

– Сочинение необходимо и как завершающий этап школьного образования, и как форма, отражающая социальную, интеллектуальную, культурную и речевую зрелость абитуриента. Однако необходимо продолжить работу по совершенствованию концепции выпускного сочинения и критериев его оценки, чтобы из стимула к чтению и творчеству оно не стало новым поводом к шаблонизации и источником мучений для учеников, учителей и родителей.

Тэги: Филология ЕГЭ Сочинение
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ещё раз о ЕГЭ

    04.10.2023
  • О сыны, не ждал я зла такого!

    13.09.2023
  • Вам и не снилось

    30.08.2023
  • Единый, он же единственный

    08.04.2023
  • Эдгар По и ненавистный ЕГЭ

    06.04.2023
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Образовательная «яма»

    62 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS