Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    08 апреля 2023 г.
Общество События и мнения

Единый, он же единственный

Не экзамен вне реальности, а его критики
Кабыш Инна Кабыш Инна — 08 апреля 2023

Опять двадцать пять! Ну сколько можно бодаться с ЕГЭ? Экзаменом, существующим уже четырнадцатый год и зарекомендовавшим себя как современный, жизнеспособный и постоянно развивающийся?

Впрочем, это эмоции. Обратимся к демоверсиям экзамена (в моём случае – по русскому языку и литературе). Я уже выступала в защиту и того и другого. (Но, наверное, повторение – мать учения.) Так вот. В экзамене, к примеру, по русскому языку нет никаких «угадаек». Вопросы разделены по темам: орфоэпия, лексика, грамматика, орфография, пунктуация. То есть проверяются знания учащихся по основным темам за весь курс с 5-го по 9-й класс. А ещё нужно написать сочинение по исходному тексту, найдя в нём поставленную автором проблему и позицию автора. Сделать комментарий к проблеме, высказать собственную точку зрения и привести пример из жизненного или читательского опыта.

В прошлом году в ЕГЭ по русскому языку появилось новое задание: дан текст и нужно найти верные его характеристики. То есть к какому стилю относится данный текст и что этому стилю присуще. Это задание усложнило тест, сделало его более «взрослым», что ли. Но, повторяю, тесты всё время дорабатываются и совершенствуются.

Я, являясь заведующей кафедрой русской словесности в школе, по долгу службы бываю на уроках всех учителей-словесников и вижу, как хороший учитель выстраивает свою работу по подготовке к ЕГЭ. Это отнюдь не натаскивание на определённый формат. Учитель-мастер строит свою работу так, что, отталкиваясь от ЕГЭ, в 10-х и 11-х классах повторяет – по темам – весь пройденный материал. В 10-х и 11-х классах за партами сидят уже не дети, а юноши и девушки 16–17 лет, и говорить с ними о том, что, казалось, было пройдено в 5-м классе, можно совсем на другом уровне. Да и у детей есть мотивация (а она в нашем деле необходима): повторить, чтобы как можно успешнее сдать экзамен, а значит, увеличить свои шансы на поступление в вуз.

Что касается экзамена по литературе. Я литературу преподаю, готовлю учеников к ЕГЭ и дважды (в 2016 и 2023 годах) сдавала этот экзамен сама (это делают все учителя раз в 5 лет), так что знаю его «изнутри». Кто только придумывает байки о ЕГЭ? Что там есть вопросы типа «Какой породы была собака Герасима?» или «Под какой поезд бросилась Анна Каренина?». Ни того ни другого не может быть хотя бы потому, что «Муму» изучается в 5-м классе и в число рассматриваемых на ЕГЭ не входит, а «Анна Каренина» вне школьной программы вообще.

Какие же вопросы есть? Во-первых, те, что требуют знания терминологии и теории (жанр, род, рифма, стихотворный размер, троп). Во-вторых, те, где проверяется знание текста и умение его интерпретировать. И, в-третьих, опять же сочинение на одну из четырёх литературных тем (к примеру, «Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» или «Особенности пейзажной лирики Фета»).

В этом году появилась тема сочинения, смежного с курсом литературы и мировой художественной культуры (МХК) и рассчитанного на детей, которые выбирают творческие профессии. Например: «Какие эпизоды романа Пушкина «Капитанская дочка», с вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора?»

Вот я и спрашиваю: что плохого в таких экзаменах? Большинство опрошенных мной учителей-предметников считают, что ЕГЭ – экзамен грамотный, в меру сложный, меняющийся. А главное – учителя уже к нему привыкли, научились выстраивать свою работу, исходя из его требований.

А что касается того, что ЕГЭ будто бы плодит репетиторов, то это ерунда: институт репетиторства появился задолго до ЕГЭ. «На мой век неграмотных хватит», – говорит одна моя знакомая учительница, подрабатывающая репетиторством: заметьте, не «готовящихся к ЕГЭ», а просто «неграмотных» (которые были и будут).

Так что, коллеги (под этим словом я подразумеваю всех неравнодушных к школе), давайте, как сказал поэт, «оставим ненужные споры» и вспомним народную мудрость, гласящую, что лучшее – враг хорошего. Тем более «хорошего», постоянно стремящегося быть лучше.

ЕГЭ

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

О сыны, не ждал я зла такого!

13.09.2023

Вам и не снилось

30.08.2023

Единый, он же единственный

06.04.2023

Эдгар По и ненавистный ЕГЭ

06.04.2023

«За Правду» против ЕГЭ

05.12.2020

Жертвы ЕГЭ

100 голосов

Образовательная «яма»

62 голосов

Гоголь forever

58 голосов

Можно ли простить измену?

54 голосов

Что вместо ЕГЭ?

42 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты