Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2016 г.
  4. № 37 (6567) (21.09.2016)
Телеведение Мнение Премьеры

Салтыкова-Щедрина на вас нет! Или теперь уже есть?

21 сентября 2016

Каждый новый телесезон знаменуется какими-то открытиями. Или закрытиями. Знаковыми, особенно в последние годы. Немудрено – политическая (особенно внешнеполитическая) ситуация становится всё напряжённее, как будто что-то назревает.

Что на что меняем?

Информационные удары по нашей стране – всё больнее и бессовестней. Когда российские телезвёзды в большинстве своём нежились на пляжах, изумила оскорбительная ситуация с Олимпиадой в Рио. Многих наших спортсменов (даже абсолютно чистых) на неё не пустили, а паралимпийцев так всех до единого – бессовестно и бесчеловечно. А тут выяснилось, что кому-то (американцам, конечно) наглый дискриминатор WADA разрешает употреблять не то что допинг, а чуть ли не наркотики, а кого-то (разумеется, русских) дисквалифицирует за ранее разрешённые восстанавливающие препараты. Европейская пропаганда, а за ней и оте­чественные европоклонники, последовательно расчеловечивают Россию, её руководителей и народ, заставляют относиться к нам как к нелюдям. Российское телевидение должно соответствовать разнообразным вызовам. Соответствует ли? Что предпринимает? Что противопоставляет?

Энергичную, наступательную Ираду Зейналову в «Воскресном времени» на Первом канале абсолютно неожиданно сменил главный редактор журнала «Эксперт», известный аналитик, а теперь уже и политик Валерий Фадеев, ранее ведший не слишком яркую, не очень многолюдную, относительно спокойную, «застольную» «Структуру момента». Профессионального опыта в качестве ведущего (тем более такой значимой программы, как «Время») у него немного. Возможно, на Первом бесповоротно отпала необходимость конкуренции с «Вестями недели» Дмитрия Киселёва, который с восьми до десяти вечера и позже «царит» в воскресном политическом эфире. Впрочем, зрители, которые устали от яркой образности и пропагандистской заострённости главного тележурналиста «России 1», могут немного отдохнуть от него в тенистых аналитических кущах Первого.

37-16-2.jpg

Пересолили

Странное впечатление произвела программа «Международная пилорама» с Тиграном Кеосаяном. На сайте НТВ сказано: «Каждую субботу Тигран Эдмондович в свойственной ему язвительной манере будет разбирать события мировой политики. Под огонь его едких комментариев попадут многие – от журналистов до политических лидеров. Благодаря харизме и обаянию Кеосаяна топовые темы недели вмиг превратятся в юмористические зарисовки, соавторами которых станут его гости – популярные актёры, певцы, чиновники и спортсмены…»

Задача понятная, но выполняется она (под нескончаемый, очень раздражающий ситкомовский смех в студии) пока не очень и «вмиг» отвращает. Чего-то слишком много, чего-то, напротив, не хватает. Развязности – чересчур; настоящей остроты, а также удачных острот маловато. Известный кинорежиссёр и уже опытный телеведущий, понятное дело, сатирически отталкивается от советской «Международной панорамы», которую, между прочим, вели выдающиеся журналисты, достойные всяческого уважения, но не глумления. К тому же Тигран Эдмондович не слишком разборчиво язвит всех подряд за рубежом. По существу его беспощадной критики «мирового империализма» возражений нет, но по форме… Мне кажется, что так же относиться к нашим «заклятым партнёрам», как они к нам, и опускаться до их уровня не стоит. И так флиртовать в эфире с «топовыми» гостьями (как с Марией Захаровой в первом выпуске), подрывая её и свою репутацию, – тоже. А когда ведущий плоско шутит, почему-то постоянно поминая своё этническое происхождение, становится как-то, право, неудобно – всё же у НТВ не такая пофигистская аудитория, как у «братского» канала ТНТ, и «армянское радио» из анекдотов здесь не очень проходит.

Сатира и юмор – дело нешуточное, у Тиграна Кеосаяна, безусловно, чувство юмора и обаятельная харизма есть, и потому надеюсь, что его программа со временем выправится: недостающее наберёт, а от лишнего избавится. Тем более что опыт исправлений у НТВ есть.

37-16-3.jpg

Родимые грабли капитализма

В конце прошедшего сезона мы жёстко критиковали энтэвэшную сатирическую программу «Салтыков-Щедрин шоу», а также юмористическую передачу с Первого канала «МаксимМаксим» («Из Грязи. В яме» и «Князь-пустопляс» – № 23–24, 2016). Последняя – о, неужели нашу критику услышали? – в том позорном виде, в котором она пребывала, прекратила своё существование – её вообще закрыли. А первая, к нашей радости, в корне изменилась.

Именно то, что мы бичевали, из шоу исчезло: гримасы и зубоскальство Николая Фоменко – его и других «лишних» соведущих теперь в программе нет. А также «ямочного мелкотемья», подмены сатиры высасыванием юмора из пальца. В передаче, названной именем великого сатирика, не было ни Щедрина, ни его боли за нашу страну, в которой произрастают головотяпство и сребролюбие в изумляющих масштабах. А что появилось? Не что, а кто – Михаил Задорнов, которого в мы с грустью поминали (сатиры на нашем ТВ нет – только Задорнов на не очень популярном канале РЕН, как исключение, подтверждающее правило).

Михаил Николаевич теперь задаёт в программе тон. Обильно и к месту цитирует афоризмы и фразы великого русского сатирика, которые и сейчас современны. Дополняет Салтыкова-Щедрина своими злободневными Задорновостями. Слушать и смешно, и больно. Но поскольку Задорнов любит Россию и болеет за неё, ощущения глумления и издевательства над Родиной, что проскальзывало в других выпусках, сейчас нет! И объекты сатиры здесь другие, куда крупнее: поминаются даже первые лица, а не только какие-то заместители губернаторов. Критикуется даже «святое», то, что ни на одном канале не разрешается, – российское телевидение, калькирующее одно западное шоу за другим, с их темами, мотивами и хитами. Теперь в программе – не верю ушам и глазам! – звучит русская народная и советская песня в любовном исполнении джазового ансамбля.

Из предыдущего состава ведущих остались только музыкант и шоумен Алексей Кортнев и кавээнщик Дмитрий Колчин. И сейчас они оба на месте, попали в правильную колею, у них горят глаза, и смех их не натужный. Колчин выступает в сатирическом образе современного начальника-прохиндея – и это ему хорошо удаётся, а Кортнев сочиняет по ходу передачи подходящие к её основной теме сатирические зонги, которые и исполняются в финале. И обозреватель «дураков и дорог» Гера Гигашвили тоже зазвучал осмысленно и задорно. Даже стало немного страшно: вдруг продюсеры НТВ пригладят или снимут «страха ради иудейска» программу, так как получается она на самом деле очень смелой и острой.

Вот что происходит, когда в сатирической программе появляется любовь.

37-16-4.jpg

Унижают народ

В Библии сказано, что, когда нет любви, получается «медь звенящая и кимвал бряцающий».

В новой программе «Про любовь» на Первом её нет или она какая-то уж точно не романтическая, не жертвенная, не всепоглощающая, а расчётливая, обывательская. Как будто продюсеры думали-думали, как бы слепить что-то среднее из пошлейших, но рейтинговых «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Дома 2», и придумали.

Фишка программы – в ведущих. Это барышня и хулиган. Шнур и заморская царевна. Грузинская принцесса Софико Шеварднадзе и питерский пошляк Сергей Шнуров.

Камера, установленная в квартире, подглядывает за парой живущих там «влюблённых», как за подопытными кроликами, потом в студии показываются кадры, где они то обнимаются, то дерутся, и затем психологами, свахами и ведущими обсуждается, как же этим «кроликам» «построить любовь».

Кто же тут кого любит? Несчастных персонажей – создатели программы? Да отсняли и забыли, эфир прошёл, и тьфу на них! Какая любовь и тем более человеколюбие? Цена этой любви в ответе на вопрос: какой гонорар у унылого и хамовитого мещанина Шнурова, который без мата, ора и эпатажа равен нулю, что он и показал в программе «Про любовь»? И зачем всё это со «шнурковыми» нравственными ориентирами навязывается Первым каналом? Ксения Ларина в эфире «Эха Москвы» в сердцах воскликнула дословно по поводу этой программы: «Унижают страну! Такие ток-шоу унижают народ!» В устах радиоведущей, ранее не замеченной в патриотизме, это было сильно.

И зачем шоу на главном российском канале пригласили вести внучку Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе, много сделавшего для развала СССР? Или неизвестная широкому российскому зрителю, кроме слушателей того же «Эха Москвы», где начинала прелестная Софико, круче Опры Уинфри? Или она так самоотверженно любит Россию, что страждет научить любви её убогих жителей? Она не понимает, что участвует в очередном «Доме 2»? Зачем нам такие Опры?

37-16-5.jpg

Третья позиция

Очень интересной была премьера на «России 1». Наконец соведущими стали супруги. У атакующей, громкой, энергично (иногда чересчур) артикулирующей Ольги Скабеевой и профессионального, мобильного, дипломатичного Евгения Попова были свои программы, теперь они соединились в «60 минутах», уравновешивая и дополняя друг друга.

В первом выпуске меня удивило… нет, не участие в программе Майкла Бома, который стал уже каким-то родным – «ласковым Мишей» из американского сказочного леса, не карикатурный фанфарон Якоб Корейба, глядя на которого нельзя не вспомнить пушкинского «кичливого ляха». И конечно, не всегдашние наши эксперты, одни и те же на всех каналах, а то, что кроме российской и антироссийской появилась третья позиция, которую воплощал военный эксперт Семён Багдасаров. Говоря о столкновении интересов США и России, он осмелился критиковать наше политическое руководство за недостаточную последовательность в Сирии (и надо думать, не только там). По сути, в недостатке патриотизма. Необходимо не перемирия заключать, которые на руку врагу, а добить его, поставить на колени, а потом только договариваться о чём-то. Ведущие были несколько ошарашены, коллеги Багдасарову возражали. Но чувствовалось, что многие в душе были с ним согласны. Тем более что последовательности, определённости и непреклонности у нас не хватает не столько во внешней политике, сколько во внутренней. Впрочем, может быть, это всё – предвыборная риторика.

Безусловно, важные перемены в стране (и, конечно, на ТВ) произойдут после 18 сентября. Какие премьеры будут? Скоро увидим.


Тэги: Россия Телевидение Анализ Передача
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS