Год назад Министерство образования и науки возглавила Ольга Васильева
Назначение нового министра большинством наших сограждан было встречено с оптимизмом, народ, что называется, вздохнул с облегчением, когда год назад Ольга Юрьевна сформулировала свои взгляды: в школе должны воспитывать, а не предоставлять услуги, необходимо вернуться к лучшим традициям русского, советского образования. Показалось, что наконец поставлена точка в мировоззренческом конфликте оголтелых западников с карикатурными патриотами, что выбрана компромиссная фигура, которая покончит с опасными экспериментами на западный манер, но не позволит российской образовательной системе погрузиться в мир архаики.
Появилась надежда, что министру Васильевой, опирающейся на широкую общественную поддержку, дадут спокойно работать. Однако всякому вовлечённому в проблемы российского образования ясно, что глубинные противоречия в профессиональной педагогической среде вовсе не исчерпаны, что вокруг персоны министра идёт не просто академическая полемика, а настоящая битва – то подковёрная, то разворачивающаяся в публичном пространстве. Оказалось, что новации министра Васильевой вызывают нешуточное противодействие: в соцсетях – неприкрытую агрессию, в СМИ – враждебность, завуалированную под профессиональную дискуссию. Даже возникает впечатление, что против Васильевой затеяна целая кампания. Ведь это только на первый взгляд возвращение в школу сочинения, астрономии и шахмат – безобидное решение. Это яркий символический жест, а в нашу эпоху яркие символические жесты воздействуют особенно чувствительно. И в плане воодушевления народа, и по части деморализации элит.
Память у нас короткая. Кажется, что так было всегда – учителя рассуждали о миссии, экспертные группы создавали единый стандарт по истории… И действительно, стоит ли вспоминать о сомнительных идеях Асмолова, внедрявшихся у нас в 90-е, сетовать на крайности времён Фурсенко и Ливанова. Забыть бы их как страшный сон, отнести к трудностям роста, да только пресса то и дело напоминает, что успокаиваться рано.
Работая в образовательной системе, естественно, обращаешь внимание на публикации и выступления, которые касаются твоей профессиональной сферы. И делаешь выводы, когда массив данных складывается в стройную систему.
То здесь, то там, попадаются на глаза рассуждения, главная задача которых указать на неверность одного из основополагающих моментов в системе ценностей, которые декларирует Ольга Васильева, – возвращение к традиции отечественного образования.
Вдруг в «Московском комсомольце» возникает статья о достоинствах финского образования. «Времена, когда наша школа считалась лучшей в мире и по её лекалам кроилось среднее образование ведущих мировых держав, давно канули в небытие. В XXI веке образовательной Меккой стала Финляндия», – оглоушивает автор «МК». Кажется, этот миф, созданный ещё при Горбачёве, многократно развенчан профессионалами, но, поди ж ты, на дворе 2017 год, а песня слышится старая. Зачем же понадобилось опять вытаскивать из пыльного сундука финскую папку?
«Каждая финская школа сама выбирает, как учить детей: по отдельным предметам или интегративно, по сквозным, междисциплинарным проблемам» – расходится миллионным тиражом мудрёная формула. А с нею и намёк на стратегию российского министра образования централизовать процесс.
Для убедительности автор рекламирует преимущества, которые, помнится, ещё в конце 80-х были в моде – про лёгкие домашние задания – бальзам на душу всякому родителю. Правда, в ХХI веке и эксперты по Финляндии соответствующие.
«Считается, что учителя должны давать ребёнку младших классов домашнее задание, которое он может сделать за 20 минут. Если он не успевает за этот срок, в финской школе это уже предмет для обсуждения на педсовете», – уточнил главный эксперт департамента образовательных программ РОСНАНО Андрей Мельников…
Ну если даже в РОСНАНО признали, тогда действительно – финны в педагогике лучшие. Правда, есть и другие версии. Попалась тут заметка о семинаре для директоров школ Московской области: «Губернатор Андрей Воробьев в ходе выступления на форуме назвал качество образования стратегической задачей. По его словам, в регионе будет проводиться серия семинаров для директоров школ с ориентиром на образовательные практики Европы и Сингапура...»
Несколько неожиданно про Сингапур (европоцентричностью нас не удивишь), но, с другой стороны, коль РОСНАНО можно, почему нельзя высказать свои суждения о педагогике губернатору? Любопытно, что перед директорами подмосковных школ выступил ещё и известный банкир:
«Проблема нашей школы, в моём понимании, что она осталась школой XIX века. Современную школу родил Вильгельм фон Гумбольдт в униженной Германии, завоёванной Наполеоном. Стране нужно было родить солдат. Гениальный Гумбольдт для своего времени подал идею всеобщего образования и создания из молодёжи такой армии учеников…»
Оратор полагает, что российская школа ориентирована на то, чтобы «рожать солдат»? Утверждение спорное, хотя и вполне вписывающееся в традиционную либеральную концепцию – чуть что, пужать государством.
И действительно, банкир развивает мысль, продолжая исторический экскурс: «Великий министр образования Японии в 1850 году честно писал, что нынешняя система насильного образования не несёт счастья школьнику, она создана для государства. Лучше не скажешь…»
К чему же вся эта ретроспектива? СМИ приводят ещё одну цитату из речи банкира:
«Самый важный министр в правительстве – это министр образования. Если у нас плохой министр здравоохранения, общество это может выдержать. Если у нас плохой министр экономики, мы поднапряжёмся, но и это переживём. Но если у нас плохой министр образования, если у нас плохая система образования, у страны нет будущего. Это самое страшное…»
О каком именно министре идёт речь не уточняется, может быть, о прошлом – Ливанове. Хотя вряд ли. Если рассматривать фразу в контексте – речь скорее о Васильевой, это ведь она символизирует у нас государственничество. И это она, надо полагать, выстраивает систему воспроизводства пушечного мяса.
Часто антагонистичность в отношении стратегии нынешнего министра образования приобретает весьма респектабельные формы и даже не заметишь, к чему клонит очередной оппонент. Вот, например, руководитель проекта «Умная школа» рассказывает (цитата по «Учительской газете»): «В будущем понятие «учебник» вообще уйдёт из школьного лексикона. На смену ему придёт цифровой образовательный контент… Поэтому важно построить образовательную среду, которая в рамках индивидуальных образовательных маршрутов обеспечит учащемуся доступ к цифровому контенту. Поставщиками контента могут быть как крупные ведущие российские издательства, так и отдельные авторы…»
Ну, вы поняли и без жирного шрифта. Не надо нам, дескать, никаких общих стандартов, единых учебников, кто хочет, тот пускай и учит. Правда, эта вульгарная мысль преподносится в столь наукообразной форме, что сразу и не поймёшь, в чей адрес критический пафос.
Обострение нападок на Васильеву случилось, когда было объявлено о планах передать школы от муниципальных властей региональным. Едва ли не громче всех прозвучал голос лидера партии «Яблоко» Эмилии Слабуновой:
«Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу. По её словам, это нужно для укрепления вертикали управления с Минобрнауки во главе, ведь муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. Это позволит создать единое образовательное пространство – привести образовательные программы в разных городах и сёлах в соответствие с теми, что разрабатываются на федеральном уровне.
Такая совершенно циничная постановка вопроса демонстрирует отношение государства к местному самоуправлению. В результате нынешней государственной политики оно в нашей стране убито...»
Вот оно как – государство в лице Васильевой, оказывается, подрывает местное самоуправление. Правда, кажется, вовсе не судьба муниципальных образований волнует лидера «Яблока», а совершенно другое обстоятельство. Когда школы в ведении муниципалов – туда проще проникать с самыми разнообразными «продвинутыми» педагогическими технологиями, соросовскими учебниками, сомнительной партийной агитацией, помогающей рекрутировать молодёжь на Болотную.
По сути, критики Васильевой объединены одной общей идеей – государство должно как можно меньше участвовать в педагогическом процессе. Для них Васильева в первую очередь автор идеи «вернуть школу государству», что совершенно неприемлемо для части российской элиты. И в противостоянии с министром образования, кажется, не станут гнушаться никакими средствами, будут использовать любой повод для критики.
Не так давно обнародованы результаты проверки деятельности Министерства образования и науки Счётной палатой. Разумеется, обнаружены нарушения, без них ни одна проверка не обходится. В связи с этим событием в газете «КоммерсантЪ» опубликован комментарий Дмитрия Абзалова, многое объясняющий: «Важнейшим фактором является расстановка сил после президентских выборов в 2018 году. Очевидно, что-либо до выборов, либо после, что вероятнее, произойдёт ротация в правительстве. Поэтому позиция Счётной палаты важна с точки зрения того, кто из министров имеет высокие шансы сохранить свои посты. Конечно же, очень серьёзное идёт давление на главу Минобрнауки Ольгу Васильеву…»
Эксперт также спрогнозировал очередную волну кампании против Ольги Васильевой на конец августа. Уже конец сентября. Посмотрим, как будут развиваться события дальше.
Александр Пыжиков,
доктор исторических наук, профессор Института истории и политики МПГУ
(Продолжение следует).
А что?
Считаю, что целесообразно более широкое введение в России стипендий для школьников. Мой ребенок ее получал только в региональной школе. Было бы хорошо, если бы это было централизованно введено абсолютно во всех школах России.
Безусловно, большим плюсом ныне является расширение системы школьных Олимпиад. Это позволяет заинтересовать школьников.
А кто кричит: "Я покакала!" - отчислять.
В общем, работа предстоит большая...
----------------------------------------------
У нас что: государство в государстве?
Регион, а тем более муниципалитет, управа, квартал, улица, дом - не государство.
;) Словоблудие, но уж если продифференцировали образование до муниципалитетов, а в Москве уже и в одной школе разные классы по разным программам учатся с начальной школы, то с чего-то надо начинать интеграцию. "1-Э" - эрудиты, "1-Т" таланты, ... Это, интересно, чья инициатива: школы, муниципалитета, мэрии, Васильевой?
))) Это было бы смешно, если бы не было так грустно! (((
Только два (?) последних класса все учатся по одной ЕГЭ программе, ;) но по разным её пунктам и расценкам. Это же сегрегация в чистом виде, а нам твердят про равные возможности.
))) Принудительная "свобода выбора"!
-----------------------------------------------------------------
И вот ведь знают, куда глаза народа отводить надо.
Но тогда, вся эта продолжающаяся хрень в образовании, не ошибка, а преступление!
"Ведь главные-то - премьер-министр и президент остаются прежними и один из них уже "отлил в граните" учителям: не нравится зарплата - идите в бизнес!"
"Один из них" - это тот самый, который её и предложил, если верить Википедии, https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильева,_Ольга_Юрьевна , а у Путина Первого (или Второго) она поработала в администрации.
"Знакомые учителя с одобрением восприняли её слова о том, что они, то есть учителя, отныне главный приоритет, а другой приоритет для нового министра - накопленный до сего дня лучший педагогический опыт из систем образования разных лет!"
Слова, слова, ... Знакомые учителя (из разных систем образования) с одобрением восприняли, но через год сказали, что всё стало хуже, ;) в лучшем случае - лучше не стало.
Нет, те, кто свалил из школы по оптимизации или устав бороться с бюрократизацией, и занялся подготовкой к ЕГЭ, говорят, что ЕГЭ - это здорово. ;) Заметно лучше выглядят, стали спокойней и говорят, что ни за какие деньги (наверное, лукавят и есть такие деньги за которые можно и взвалить на себя БРЕМЯ ответственности за воспитание подрастающего поколения) в школу не вернутся. Похоже, что средняя по региону зарплата далеко позади.
"Внушает надежду и биография министра с её опытом обращения к военной патриотике и православной культуре. Вроде человек образования при власти, а не наоборот."
Очень шустрая биография https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильева,_Ольга_Юрьевна
Опыт показывает, что так шустро по жизни скачут не творцы, тем более - борцы, а приспособленцы. И ещё - православная ориентация ничего не гарантирует, как и звание коммуниста. Уж если даже Патриарх глупости несёт в массы, то "толоконных лбов" среди религиозных служителей хватает. ;) И потом, даже если и есть одна непаршивая овца, то паршивое стадо она не исправит.
Вы пишите: "Уже можно как-то расслабиться и взять передышку."
Увы, Александр, нельзя. Мало нас осталось с нашим отношением к проблеме, малы тиражи ЛГ и Завтра, а семена, нами/ими посеянные, хоть и дали ростки, но они пока не окрепли.
/С превеликим уважением, c вашей лёгкой мастерской руки красноармеец Веселовский/
Бывших красноармейцев не бывает, ;) в отличие от КГБэшников.
;) А.А.Проханова передовицу почитаем и передохнём.
(Вот ведь, а хотели "ё" убрать и убирали. Теперь, я слышал, детей в первом классе учат слово "солнце" без "л" произносить, так как оно "всё-равно" не слышится.)
http://www.lgz.ru/article/-37-6613-20-09-2017/zdravstvuyte-malchiki/
Не загляните?
Прочтите это : http://www.sovross.ru/articles/1604/35486
Прочтите это : http://www.sovross.ru/articles/1604/35486
Вот-вот!
;) Да чёрт с ними, с архитекторами и скульпторами и даже с глуповатым министром культуры, больше всего достал детский лепет с высоких трибун про двойные стандарты и что бомбу под страну и экономику ещё Ленин заложил.
По просвещению я скажу так. Нет сомнений, что это галера, на которой везут куда-то школьников, а гребут прикованные к вёслам рабы-потенциальные кандидаты педагогических наук. Гребут здорово, и от этого время от времени на головы общество обрушивается просвещение, напастями-реформами (о, небо!). Принять бы мораторий на просвещение, допустим, на годичный период — вот было бы неплохо. Чтобы учащиеся не слышали-не-видели косвенную избыточную информацию о том, как можно ещё более изощрённей педагогикой их истязать...
(Продолжение следует).
Вот расскажу случай — берите.
Два года назад в Добрянке административные образованцы слили две образовательные школы. Мотиваций предостаточно, — дабы губернатор оценил не шуточную затею. Но было и сопротивление общественности, коим не помогли, ни уполномоченный представитель от президента, ни представитель края по правам ребёнка. (Фамилию полномочной не называю. В августе у ней закончился контракт(?).. В 2004 году, в иной должности, была замечена в коррупции... доказательство или, во всяком случае, сохранившийся признак доказательства, могу предъявить — это для президента РФ, по запросу).
Так, было две школы, порядка по тысяче учеников, стала одна. (Такое годится?) Зарубежные аналитики, возможно, интересуются, сколь выморочны российские реформаторы? В вашу усладу скажу немногое. Есть всякие признаки, за и против.
Об одном маленьком штрихе. У обоих зданий, корпуса А и Б, массивнейшие двери. Как у Министерства иностранных дел в Москве. Только здесь двери к тому же ещё бронированные. Там массивные ручки для входящих, по принципу адекватности, что ли. Здесь уголковые железки, кустарно-типовые по всей России, яко временные... фасон лихих 90-х. На дверях магазинов, там фигли эти заменёны, для удобства покупателей. А в массе подъездов домовых они всем знакомы, частники никак не скинутся на скобяную ручку. Так же и в школьных дверях. Чтобы такие массивы закрывались автоматически, надо солидные доводчики. А попробуй открывать массив с торможением, да ещё ручкой первоклассника, да?.. Вдвоём первоклашки открывают... Да-да, недофинансирование... Бронирование по терро безопасности?.. А зачем двери 3-х метровой огромности? А ручки — чтоб иные трактором не зацепили на вырывание? Так ручек такой прочности в природе не существует... А до адекватности... культуры не хватает?
Приведённый пример не казусный. Это типично, как мы предметно обучаем школьников. О подобной «предметности» я говорил министру полгода назад на этом сайте. И даже советовал позвонить из министерства в администрацию района, с запросом фотографий сегодняшнего дня по «тюремным» дверям... А тут, благая весть, оно выразилось в намерение перевести управление образованием с муниципального... То есть, если от нашего примера: от «слияньщиков» — на региональный уровень (там образованцев, куды от них денешься, должно, на порядок поменьше).
(Продолжение следует).
Воспользуюсь случаем подсказать министру: исполнение Ваших благих начинаний будет для Вас разочаровывающим. Боюсь.
В рассуждение, опять же от примера.
На этом сайте, давности месяца два, и на странице в правой колонке читайте интервью, которое дала министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева.
Сразу поясняю.
1. Лю-бо-пы-тна сама подача, т а к о г о материала, в солидную газету. 2. «Подача материала на сайт «Литературной газеты» — с фото, О. Васильева на десять лет моложе. Понятно: уже тогда она была готова вы ступать в ранге. 3. Интервью-шпаргалка собственному сотруднику в министерской пресс-службе.
С шапкой: «ЦЕННОСТНЫЕ ВЕЩИ НЕСЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ БЛОК.
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА О БАЗОВЫХ ОСНОВАХ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧЕ ШКОЛ РЕГИОНАМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ».
(Интервью можно обозначить так: ВЕЛИКИЕ ОТКРОВЕНИЯ ПРОПИСНЫХ ИСТИН», Л.И.)
Цитаты из статьи:
«—...Самая главная задача педагога — развить и привить желание учиться.
— Учителя на местах это понимают?
— Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится».
«Автор текста: Александра Красногорская.
Пресс-служба Минообрнауки России».
«Слова, слова...» Не быть, а казаться.
________
Вот в статейке фотография персоналии, с подтекстовкой: «Почему министр образования стала мишенью для критики?» Ну, изображение и подпись не гармонируют, по нелогичности — ладно. Но, раз вопрос задан, имею читательское право на ответ — во спасение Вашего юмористического реноме, прекрасная маркиза. Пусть кобыла не околела, но, дабы обошла напасть стороною, я Вам искренне посочувствую — искренне, но не жалостливо... Забудем на минутку, что Вы министр образования; но вспомним, что все мы простые грамотные люди. Вот давайте, посмотрим из интервью одну фразу свет Красногорской. Оная фордыбачит: «Самая главная задача педагога — развить и привить желание учиться». «Развить и привить желание» — это как-то озадачивает. Если по аналогии с растениеводством, то вначале привой присоединяют, а потом симбиоз развивается (или гибнет) само собой. Так, может, и в педагогической услуге долженствует: вначале делать прививку (желания учиться), а после эдак-то и развивати?
А вот у нас был случай, когда ждали Медведева для закладки первого камня 4-й очереди Добрянской (Пермской) ГРЭС. Это было на исходе снежной зимы. Так вы бы посмотрели, как улицы-то с проездами-проходами похорошели — отродясь такого провинциалы не видывали. Откуда-то взялись стандарты-нормативы. Вот и чичас, мнится мне, пронесись «достоверный» слух о приезде сюды министра Васильевой — так и в лепёшку разобьются образованцы, но нормативы содержания школьных объектов интуитивно угадают и чё-нибудь и сделают на загляденье. Да где там, на что надеяться, когда в пресс-службе самого министерства клопы завелись... (Вряд ли она долго усидит в шикарном кресле — дай бог ей здоровья!)
А о мере достоверности слухов, как бы чего не вышло, достоверно и ревностно донесёт правой надзор, почитая за свой долг...
А «слиянием» глава района Лызов перед губернатором Басаргиным рисовался, как и на фотографиях в краевой газете за губером, хоть на третьем плане, а всегда перед носом. (Не загадка, как это у него получалось. Что такое ФАП один, если по краю их надо построить полтыщи? А вот Басаргина сюда заманил на открытие одного ФАПа, где глава попал на фотографию с первым лицом чуть ли не подручку. Вот для него была лажа). Оказалось, напрасно. Президент нашёл иного ставленника. Ну, а «ручки» новая метла, похоже, понимает ещё меньше, чем Кузнецов...
А ВОТ ПОСМОТРИТЕ, милостивые судари.
Школьные дворы в стране безотрадные. В России нет ни единого двора по эстетическому (рациональному) стандарту. (Может, есть в Грозном — но после войны не в пример). Понимаете? Если б нашёлся один образцовый (не частный) школьный двор, то в сфере гласности о нём бы долдонили в литавры. Буржуазный политик вопрошает: а какой стандарт?(!) А вот ты обрати издёвку к себе, какой он, стандарт, (государственный) у российских школьных дворов. Аутсорсинг содержания дворов с какого стандарта финансируется? А дворы — будто на них рукой махнули, пустыри, на которых собаки выгуливаются… А вот суммируй, сколь денег выбрасывается собакам под хвост… Безотрадье антиэстетики, однако.
В Добрянке на слушаниях по предложениям к проекту Устава для теперь уже округа нами предложено: организация предоставления предметного преподавания (естественного сопутственного созерцания) прекрасной среды обитания — на образцовых видах школьных дворов и подъездов к ним. Обоснование: …всё вместе и по отдельности причиняются муки совести нашим педагогам — от вульгарной запущенности ученической территории. Так вот и эстетическое восприятие школьникам прививается сомнительно. Важное, аутсорсинги — финансовые договора — должны писаться не с потолка, а с объёмов ухода за дворами — а как же тут без стандартизации каждого двора?
Ну и что я выдал, соринку в глаз новому министру просвещения? Да у него глаза залеплены иным фордыбаченьем, дробью не прошибёшь.
____________
Впрочем, сказанное — абсолютно в формате патриотизма. (Зачем Дагестану такая Родина?) Не взыщите!
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться