Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2019 г.
  4. № 37 (6704) (11.09.2019)
Литература Проза

Таинство народности

11 сентября 2019

В клубе «Классики ХХI века» представили роман «Очевидец грядущего» и другие книги из серии «Странствия души. Проза Бориса Евсеева».


В Чеховской библиотеке, где давно и успешно действует клуб «Классики ХХI века», состоялся круглый стол, посвящённый книгам из серии «Странствия души. Проза Бориса Евсеева» (издательство «Эксмо», 2016 – 2018). В обсуждении приняли участие доктора и кандидаты филологических наук, писатели, учёные, педагоги.

Открыла круглый стол директор библиотеки имени Чехова Елена Пахомова. Она представила автора и упомянула о том, что в клубе «Классики ХХI века» всегда обсуждаются значимые и вызвавшие интерес книги: «Читатели нашей библиотеки интересуются творчеством Евсеева, следят за ним, чем не каждый современный автор может похвастаться». Затем последовало обсуждение книг.

Ольга Аминова, издатель, руководитель литературной школы «Флобериум», кандидат филологических наук, рассказала, как родилась серия: «В журнале «Юность» я прочитала небольшой роман «Офирский скворец», а затем на презентации в Русском ПЕН-центре услышала в исполнении автора куски из этого произведения. На меня эта вещь произвела очень сильное впечатление! «Офирский скворец», где есть исторические, современные, реальные и фантасмагорические пласты, несмотря на предельную краткость – по-настоящему эпичен. Тогда же я подумала: такому писателю как Евсеев, просто необходима авторская серия!».

Валерия Ахметьева, кандидат филологических наук, редактор серии, подробно остановилась на этих книгах и на творчестве автора в целом: «Писатель Евсеев – совершенно уникальное явление в нашей литературе. Я не могу назвать никого похожего, он стоит особняком. Можно находить предшественников, а теперь и последователей Евсеева, но это будут приблизительные аналогии. Повествование в рассказах «Казнённый колокол» мы напечатали в том же 2016 году, что и «Офирского скворца». Книга, что называется, пошла «с колёс», такой нужной и важной она мне показалась! Писательское осмысление гражданской войны на Донбассе тогда было просто необходимо. Кстати, с тех пор вещей подобной силы, написанных в художественной форме, так и не появилось. Затем – сборник рассказов «Сергиев лес». Новеллы Евсеева давно любимы читателем. И, наконец, замечательный роман «Очевидец грядущего». Роман в первую очередь жгуче современный, а уж затем исторический. Причём, никакой политики в этом романе нет!»

6-евсеев 4. Очевидец грядущего 2018.jpgАнастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН сказала: «Голоса русской религиозной философии – Владимира Соловьёва, Бердяева, Флоренского, конечно, звучат в этой серии. Но они переплавлены и представлены Евсеевым в собственном творческом ключе. Часто спрашивают: возможна ли философия в литературе? Именно Борис Евсеев являет собой писателя-мыслителя. Ткань его прозаических текстов глубоко философична. В библиотеке-музее имени Н.Ф. Фёдорова мы ведём «Диалоги о Фёдорове». И один из лучших диалогов прошёл с автором «Очевидца грядущего». Уникальность художественного слова в романе совершенно очевидна. Причём серия ещё и образует некую целостность. Объединяет её история России. От древней Руси – до времён Павла I и Николая II. При этом прошлое, настоящее и будущее существуют у автора не порознь, а вместе. Мы часто воспринимаем время последовательно. А в «Очевидце грядущего» настоящее время дано в неразрывной связке с будущим и прошлым! Такое новаторское взаимопроникновение времён в современной литературе я встречаю впервые. Именно такой подход позволил автору ярко представить в романе провидца Авеля… Мы живём под апокалиптическим гнётом! У Евсеева – другое. Он утверждает сам и через своих героев: от каждого человека зависит, как и куда двинется дальше наша История. В этом его колоссальная заслуга».

6-евсеев 2. Казненный колокол 2016.jpgО народности языка Бориса Евсеева говорила поэт и литературовед, кандидат филологических наук Людмила Вязмитинова: «Народность можно понимать по-разному. Попытка Евсеева вернуть таинство народности в современную литературу кажется мне непридуманной и продуктивной. Я была поражена, как удалось посредством народного языка, передать в коротком рассказе «Арина-речь», живущий и сегодня русский дух! Ещё в прозе Евсеева присутствует поэзия народной сказки. Именно из сказок и сказаний, на глубине сливающихся с мифом, вырастают его тексты. Пожалуй, можно назвать этого автора – как это ни парадоксально звучит – современным сказителем. В этом – феномен творчества Бориса Евсеева. Аналогов в современной литературе я даже отдалённо не вижу».

Главный редактор журнала «Человек на Земле», литературовед, кандидат филологических наук Татьяна Сурганова выделила как одну из доминант серии – по-особому звучащий язык. «Это звуковая проза, которую актёрское чтение – а я только сегодня прослушала аудиокнигу с рассказами Бориса Тимофеевича – страшно портит! Книги Евсеева – это книги скрипача, имеющего абсолютный слух. Плоть этой прозы в первую очередь создают мелодика и ритм. Потому-то прозу Евсеева наполняет нечто «неназываемое». Именно это неназываемое и звучит как некое музыкальное сопровождение, плотно окружающее прозу Бориса Тимофеевича… Перечитывая книги из этой серии, я вдруг поняла один из стойких мотивов прозы Евсеева: мотив «сокрытого» царства. Будь то классический рай, «царство Божие внутри» нас, Офирское царство, или – как его назвал автор в одной из книг – «новая эфиросфера».

Зульфия Алькаева, поэт и эссеист, кандидат филологии, продолжила поднятые темы и поделилась собственными наблюдениями: «Три важнейших составляющих прозы Бориса Евсеева – поэзия, история и музыка. Метафоры, видоизменяясь и трансформируясь, проходят через все тексты автора. Причём метафоры эти особого рода: они не затемняют, как это иногда бывает, суть сказанного, а эту суть высветляют. «Вокальность» прозы Евсеева не оставляет вас ни на минуту. Вот поэтому у него в прозе – женщина-песнь. Поэтому и колокол звучит у него в текстах непрестанно: то отдалённо, то рядом. В «Казнённом колоколе» у этого звучащего чуда вырван язык, а звук всё равно не исчезает. Образность прозы Бориса Евсеева заслуживает отдельного разбора. Скажу только, что это отнюдь не «надуманная» образность, а самая что ни на есть естественная, хотя и сильно подзабытая образность народного русского языка!»

По ходу дискуссии выступили писатели, поэты, педагоги.

В частности, известный писатель Анатолий Курчаткин выделил аристократизм прозы Евсеева, как одно из главных достоинств. Анатолий Курчаткин сравнил это качество автора с манерой Юрия Казакова, с которым ему посчастливилось общаться.

Владимир Малютин, долгие годы руководивший журналом «Литературная учёба», вспомнил о «Романчике» Бориса Евсеева, который ещё в начале 2000-х покорил читающую публику: «Я уже тогда осознал: Евсеев – крупнейший писатель современности, которого именно поэтому нередко обходят премиями. Словно бы стараясь напомнить строптивому автору: а не высовывайся, зачем выделяться, когда кругом так много «сереньких»? Когда была учреждена Горьковская литературная премия, я сразу понял, – первым её должен получить по-настоящему значимый для литературы писатель. Борис Тимофеевич Евсеев за «Романчик» эту премию и получил».

Известный архитектор, один из создателей проекта «Москва-Сити» Георгий Елин напомнил о свежести и яркости образов в «Казнённом колоколе», а также об одном из рассказов этой книги, принесшем в русский язык новое слово и понятие: «Славянокос».

На вечере присутствовали известные и молодые поэты, прозаики, журналисты: Владимир Пучков, Наталия Завьялова, Маргарита Ахметова, Татьяна Данильянц, Жанна Леонтьева, Емельян Марков, Сергей Каревский и другие.

Завершая вечер, Борис Евсеев сказал: «Иногда слышишь – сегодня в России невозможно жить. Кровь, нищета, хаос… Я-то считаю: именно в России сейчас очень свободная и абсолютно живая жизнь. Не надо только этой жизни бояться. Лучше попытаться прозорливо увидеть лучшие её ростки и при этом не дать угробить великий русский язык, – основу нашего сознания и всей нашей будущей жизни!»

Варя Смирнова

 


Тэги: Борис Евсеев Варя Смирнова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лентробух и «Бухен хауз»

    07.09.2022
  • Поздравляем!

    31.08.2022
  • Бориса Евсеева отметили

    28.08.2022
  • Детоотступники

    29.06.2022
  • Жабояз, или Бегство айтишников

    18.05.2022
  • Детоотступники

    108 голосов
  • Лучшие из лучших

    63 голосов
  • Обнуление писателя

    51 голосов
  • Театр одного слова

    47 голосов
  • Лентробух и «Бухен хауз»

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS