Российское общество, выражаясь дипломатично, недоумевает. А говоря по-простому, откровенно возмущено тем, как из нашей страны пытаются «выбить показания»: Российское государство должно признаться в причастности к злодейскому отравлению Алексея Навального.
Даже сохранившие здравый смысл либералы не могут понять, как можно признать причастность к страшному, как ни крути, преступлению, да и сам его факт, без доказательств. А вокруг недоумевающей, возмущающейся России кружатся в вальсе европейские политики всех мастей, требуя, требуя, требуя... Признайте хотя бы что-нибудь! Признайте хотя бы принципиальную возможность, что кто-то кое-где у вас порой способен замыслить такой способ умерщвления «главного оппозиционера»!
Мы возмущаемся, переходим на крик, взываем к логике! Но сами замечаем, что выглядим комично в этом поиске причинно-следственных связей. Ведь ничего нового, удивительного не произошло. Это издевательское мелькание масок в политическом круговороте вполне предсказуемо. Как предсказуемо было то, что «отравят» Навального именно «новичком», что «твёрдые доказательства» России не покажут, что будут готовить новый пакет санкций, что потребуют остановить строительство «Северного потока 2». Предсказуемы были и персоны, которым доверят публично требовать «международного расследования». Как и те, кто будет им поддакивать из-за политических кулис.
Конечно, карнавальность глобальной политики не является для нас чем-то неожиданным. Мы уже много лет наблюдаем фрикизацию политических лидеров, в ряду которых даже Тереза Мей с некоторых пор выглядит образцом благопристойности. Для Бориса Джонсона и Дональда Трампа карнавал – фирменный стиль. Макрон тоже не отстаёт от моды, настойчиво стремится оказаться в центре карнавала: то он перед камерами выкаблучивается с женой, то фотографируется с полуголыми неграми. Ангела Меркель казалась вроде бы откровенно скучным и даже унылым зрелищем, но её недавнее выступление с обличением России – что это, если не карнавал? В маске, выражающей «звериную серьёзность»...
Всё это иллюстрирует тот путь, что играючи проделала мировая и прежде всего европейская политика. И этот путь можно было бы назвать «от карнавала к цирку».
И вот уже неспособную связать два слова Светлану Тихановскую признают юридически обязывающей формулировкой в качестве президента Белоруссии. А из цилиндра фокусника появляется пластиковая бутылочка со следами то ли «новичка», то ли губной помады, но это уже неважно. И этот откровенный цирк оформляется вполне серьёзными формальными документами с гербами и печатями. Начинающие клоуны заполняют паузы между основными номерами реальной политики, той, которая, по Бисмарку, будет утверждаться «железом и кровью», войной и насилием.
Это движение от карнавала к цирку не взялось из ниоткуда. В нём – стратегия «кукловодов» (и только не надо нам рассказывать, что ничего такого нет, потому что быть не может). Стратегия показать, что политика – это всего лишь представление, не имеющее отношения ни к реальной жизни человека, ни к его реальным потребностям.
В чём наша российская наивность? Мы полагаем, будто карнавальность лиц не перейдёт в карнавальность политических систем. Видимо, нам крепко вдолбили в головы идею всесилия «демократических институтов», способных переварить любых клоунов, компенсировать пробелы в образовании политиков, их безнравственность и дикость. Но институт, последовательно заполняемый клоунами, структура, руководимая клоунами, рано или поздно становится цирком. А разница между карнавалом и цирком очень существенна: карнавал – на время, цирк – навсегда.
И вот уже ОБСЕ, ОЗХО и даже ООН, с их многочисленными комитетами и комиссиями, становятся всего лишь цирковой площадкой со странными людьми, не способными внятно ответить ни на один простой вопрос.
Помните, как пел Владимир Высоцкий: «Я не люблю манежи и арены, / На них мильон меняют по рублю...» Так и получалось с мировой политикой, где «мильон» национального суверенитета, права народов самим управлять своим будущим разменяли на «сопричастность» и «общечеловеческие ценности». Которые в итоге оказались мишурой, манипуляцией циничного фокусника.
Во времена «карнавала» ещё можно было требовать «справедливого разбирательства», добиваясь периодически мелких сатисфакций. Теперь в этом бесконечном геополитическом цирке предлагают просто поверить на слово, что некто с сомнительной наружностью умеет показывать фокусы. Он ничего не достанет из чёрного цилиндра, но за билет вы заплатить обязаны.
Как интересно... Право на членство в «цивилизации» теперь обеспечивается вашей готовностью верить в чушь, причём не на разовой, а напостоянной основе. Как, например, верят и повторяют откровенную чушь лидеры белорусской оппозиции, вероятно, на сегодняшний день новые «лучшие ученики».
С Россией получилась презанятная картина: на главный мировой карнавал, коим являются G7 и прочие тусовки «коллективного Запада», нас не позвали. Взамен выдали бесплатную контрамарку в цирк местного значения, в котором «дело Скрипалей» (кстати, как они там?), «казус Навального», обещание учесть интересы России в Белоруссии после того, как.... После того, как что? Как нынешняя белорусская государственность, созданная вообще-то в сентябре 1939 года, превратится в прах истории?
А мы энергично пытаемся доказать, что нам не надо в «цирк», нам надо в «оперу», где обсуждают серьёзные вопросы и где можно хоть о чём-то договориться в антракте за бокалом шампанского. Мы что, не понимаем, что билетов в «оперу» уже не выдают даже большинству членов этого самого «коллективного Запада»? Да и старая добрая фешенебельная «опера» изрядно видоизменилась: в антрактах там то и дело поножовщина с выносом тел вроде бы солидных людей – от Николя Саркози до Стива Бэннона. Разве мы не видим, что происходит в США? Мы не видим битвы всех против всех, которая разворачивается даже среди транснациональных корпораций? Хуже того – между финансистами, что грозит разрушением основ американской гегемонии.
ВИТАЛИЙ ПОДВИЦКИЙ / РИА НОВОСТИ
Самое время не доказывать своё право на билет в «оперу», не интересоваться, когда будет следующий карнавал и придёт ли на него Алексей Навальный, а понять, что, кроме цирка, уже ничего не будет. Что сакраментальным вопросом становится: куда уехать из цирка?
И действительно, куда?
К себе. В необъятную нашу Россию, которую осваивать да осваивать. В то социальное пространство, созданное современными информационными технологиями, которое, если не будет освоено нами – будет освоено против нас. Что, собственно, и происходит. В создание, если хотите, новой соборности, нового взаимодействия государства и общества. В противовес карнавальной демократии, на каждом своём витке всё больше отделяющей общество и государство друг от друга...
Мы никогда не победим в геополитике и в геоэкономике, участвуя даже в карнавале, не говоря уже про цирк. Мы слишком для этого не приспособлены, у нас другие представления о подлинности и правде. Наш мир может быть привлекателен внешне, только будучи гармоничным внутренне. И это важное отличие от мира западного карнавала-цирка, достигающего гармонии, только поглощая, поедая чужие пространства. Русский мир – это мир строителей, созидателей, даже если им приходится порой быть воинами. Так что давайте построим свой... Наверное, театр. Классический народный театр. Где каждый может найти себе место по душе и где не будет идиотизма расового, гендерного и сексуального квотирования.
И люди к нам обязательно потянутся.