Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 сентября 2022 г.
  4. № 37 (6851) (14.09.2022)
Общество

Бесы и евроремонт

От города, который так любил Достоевский, может не остаться и следа

14 сентября 2022
Так выглядел Дом-музей Достоевского в XX веке

Город Старая Русса Новгородской области был тесно связан с жизнью и творчеством Фёдора Михайловича. Здесь писатель имел свой дом, регулярно приезжал сюда в последний период своей жизни и создал почти половину своего великого пятикнижия: заканчивал роман «Бесы», работал над «Подростком» и основными главами «Братьев Карамазовых», местом действия которых и стал наш город. То есть для Достоевского он, без сомнения, имел такое же значение, как Болдино или Михайловское для Пушкина.


Как и последнее из упомянутых, Старая Русса сильно пострадала в годы войны, но если Михайловское ожидало в дальнейшем возрождение, то в нашем городе, увы, этого не произошло. И следует сказать, что и у нас был свой подвижник – Георгий Смирнов, о котором писал в своей документальной повести «Обратный билет» Даниил Гранин. В сохранившемся чудом во время войны деревянном доме писателя (в его спасении тогда принимал участие и один из потомков Пушкина) Георгию Ивановичу удалось почти без всяких средств и при неодобрительном отношении начальства создать мемориальный музей Достоевского, но его планам по воссозданию города «Братьев Карамазовых» не суждено было осуществиться.

Более того, сейчас мы стремительно теряем то, что ещё оставалось, не погибло даже в годы войны. В частности, домик Грушеньки, дом Катерины Ивановны Верховцевой; здание гостиницы «Белград» – там, по одной из версий, Иван Карамазов декламировал свою поэму «Великий инквизитор». Все усилия и средства идут на создание так называемого туристического кластера, который обернулся тотальным евроремонтом исторического центра, превращающим старинный провинциальный город в современный европейский. Но туристов интересует совсем не это. Экскурсоводы из столиц нам пишут, что часто не решаются везти сюда почитателей творчества Достоевского, особенно из-за границы, так как в Старой Руссе едва угадываются черты города XIX века.

Это печальное обстоятельство попытался исправить в своё время Д.С. Лихачёв. По его инициативе была создана рабочая группа ведущих архитекторов, дизайнеров, которые разработали концепцию восстановления былого исторического города. Он должен был стать такой же Меккой для туристов и вообще поклонников русской культуры, как то же, например, Михайловское или усадьба Репина «Пенаты». Но, увы, в 90-е эти планы реализовать так и не удалось.

Теперь думают лишь о кафе, гостиницах, удобном для туристов сервисе, тратят на это немалые суммы и забывают о самом главном. Большинство памятников архитектуры в городе по-прежнему лежат в руинах, исчезает его историческая среда под натиском современных нововведений: клинкерной плитки, многоцветных фонтанов, гламурной подсветки, яркой, кричащей раскраски фасадов, низкопробных муралов (монументальной живописи на стенах домов). Единственное, что полезного за это время сделали, – отреставрировали утраченный верх водонапорной башни начала XX века на главной площади, но и тот, по всеобщему признанию, выглядит как новодел.

Сейчас задумали превратить в заурядный пляж «место пустынное и прекрасное» (по выражению в романе «Братья Карамазовы») – территорию вокруг Царицынского источника на краю города, где с конца XVIII века существовал солеваренный завод. Туда любили приезжать отдыхающие нашего знаменитого курорта, а также семейство Достоевского. Как некогда писателю, так и нашим с вами современникам тоже нравится его естественная красота в сочетании с ореолом царящей здесь истории. Зачем всё это отнимать? Такая же участь ожидает и парк нашего курорта, где решили возвести современный 9-этажный небоскрёб, 4-звёздочную гостиницу, фактически ликвидировав созданный тем же Г.И. Смирновым музей курорта.

В городе думают благоустроить берег реки Малашки, знаменитой как раз своей неблагоустроенностью. Здесь спала в лопушках блаженная Лизавета Смердящая (совсем не на деревянной мостовой, как это хотят представить ныне), бежал в темноте (а не при фонарях или современном освещении) Митя Карамазов и не было никаких скамеек для туристов или зон отдыха с биотуалетами, кофе и вайфаем. Город может просто раствориться и исчезнуть во всех этих благах цивилизации. Качели-карусели думают устроить даже возле Воскресенского кафедрального собора, рядом с которым и жила когда-то Грушенька.

Не останавливает вовсе никакая святость места. Люди активно протестуют против подобных кощунственных затей и покушений на историческую среду, сохранившуюся и сейчас, несмотря на годы лихолетий. Нами была создана и размещена петиция в защиту исторического наследия, которую подписали уже почти 20 тыс. человек. Просим помочь в наших усилиях и не дать свершиться варварским по своему характеру потугам, осуществиться непоправимому!

Константин Смольняков,
искусствовед, кандидат философских наук



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS