С Юрием Борисовичем Левитаном меня познакомила бабушка, Екатерина Ивановна. Знала его по совместной работе на радио в Путинках – всю войну в редакции «Последних известий». Он – великий диктор, она – простая машинистка.
А потом, уже в 70-х годах, Левитан получил квартиру в двух шагах от нашего дома, на углу Дегтярного и Воротниковского переулков. Наш дом – Дегтярный, № 6, его – Дегтярный, № 11/2. Виделись часто.
Мне казалось, что обладатель такого голоса должен быть богатырского телосложения, высоченного роста. Нет, вполне земной человек. Жена его была красавицей. Разошлись, но остались друзьями. Жил с тёщей, Фаиной Львовной, которая обожала зятя, каждый день готовила его любимый винегрет. И с дочкой Наташей, которую обожал он. После развода родителей девочка осталась с отцом. Потом Наташа вышла замуж, родился Борька – смысл жизни Левитана. В доме стало тесно, и Юрий Борисович купил квартиру, тут же, в Воротниковском переулке. Теперь там мемориальная доска.
Как известно, Юрий Левитан читал все сводки «От Советского информбюро». Я была уверена, что и воздушную тревогу объявлял-отменял именно он. Но недавно прочитала воспоминания Алексея Уколычева, диктора Всесоюзного радиовещания на командном пункте штаба МПВО: «Дикторская комната на первом этаже здания. 21 июля, через месяц после начала войны, мне предстояло сказать: «Граждане! Воздушная тревога!»… Включаю микрофон и трижды произношу: «Граждане! Воздушная тревога!» – и тут же включаю сигнал сирены. А потом – «Угроза воздушного нападения миновала. Отбой».
Странно: ведь и в книге Л. Либединской «Зелёная лампа» читаю: «А там, глядишь, и голос Левитана: «Отбой!» Не знаю, может, А. Уколычев сделал сообщение только о первой бомбёжке, как он и пишет, 21 июля? Может, потом эта трудная обязанность легла всё же на плечи Юрия Борисовича Левитана? Вернее, на его голос.
Трепещет сонм немецких фурий,
Трепещет в страхе вражий стан,
Когда басит в эфире Юрий,
Наш мощный диктор Левитан.
Басить Юра начал в детстве. В родном Владимире его называли Трубачом. Он легко мог докричаться до ребят, загорающих на противоположном берегу их широченной Клязьмы. Мечтал стать артистом. Отец, портной, слышать об этом не хотел. И всё же, окончив девять классов, Юрий поехал в Москву поступать в театральный. Конечно, не приняли. Случайно увидел объявление: «Требуются дикторы».
Конкурс проходил в студии на Тверской, в доме № 7, где сейчас Центральный телеграф. Около 800 абитуриентов, среди них Ростислав Плятт. Председатель комиссии Иван Москвин, будущий народный артист СССР, сказал:
– Ну, прочитайте нам что-нибудь.
Юрий прочитал стихотворение. Члены комиссии молчат, переглядываются. Им ясно: этот мальчик в полосатой футболке и спортивных штанах диктором быть не может: волжский говор, оканье резали слух. В то же время они понимали: он должен стать диктором. Обязательно. Такой голос – дар божий.
В общем, зачислили в отдел выпуска – помощником, стажёром, дежурным. К микрофону, конечно, не пустили: сначала надо избавиться от оканья. Он занимался каждый день, по несколько часов. С благодарностью вспоминал Елизавету Александровну Юзницкую, которая давала ему уроки по технике речи.
Наконец, Юрий стал вести передачи, сначала малозначительные, «проходные», где слушателей немного, в основном поздно вечером:
– Говорит Москва! Начинаем передачу для домохозяек.
Затем «По страницам газет». Так Левитан стал работать в студии по ночам.
Сталин тоже работал по ночам, в своём кабинете. Однажды готовил отчётный доклад XVII съезду партии. Услышал, как диктор читал передовую статью «Правды». Позвонил Платону Михайловичу Керженцеву, председателю Радиокомитета:
– Мой доклад должен читать этот диктор.
Юрий Борисович не сделал ни одной ошибки-оговорки. Все удивлялись: пять часов читал без перерыва! Они не знали, что читал он не пять часов, а в два раза дольше. Сначала, ещё до эфира, – за кадром, за кулисами, и слушал его всего один человек – диктор Наталия Александровна Толстова.
К счастью, доклад на XVII съезде был получен заранее. И сели они с Н. Толстовой в какой-то комнатке. Юрий взял карандаш и по указанию опытнейшего диктора делал на полях пометки, что и как читать. В общем, она – режиссёр, он – актёр. А потом пять часов уже в эфире.
Сталин остался доволен. Так решилась судьба Юрия Левитана. В 19 лет он стал главным диктором страны.
Это было в 1934 году. Ну а звёздный час Левитана – Великая Отечественная война. Как сказал поэт Яков Хелемский:
Времени военного глашатай
Сразу стал властителем сердец.
22 июня 1941 года Юрия Борисовича разбудил ранний телефонный звонок:
– Приезжайте! Немедленно! В 12 часов будет важное правительственное сообщение.
В эфире шла передача «Учёные у микрофона». Последняя передача мирного времени. Специалист по удобрениям заунывно рассказывает, как лучше удобрять почву. Страна ещё живёт тихо, спокойно. А Юрий Левитан знает: сейчас прозвучат позывные, и он, диктор, сообщит всему миру, всей стране, каждому человеку, что началась Великая Отечественная война.
Левитан уже ознакомился с текстом, старался держать себя в руках, но всё равно при первых же словах перехватило дыхание. «Почему молчите?» – тотчас же отреагировал монитор. Дочитал до конца и сразу – второй раз, третий… Повторял в течение всего дня. Читал и выступление Молотова, и заявление Советского правительства.
На следующий день в эфире появилась передача «От Советского информбюро» – главная передача военного времени.
Левитана Гитлер считал своим личным врагом. Обещал 200 тысяч марок тому, кто доставит диктора в Берлин. Будучи уверенным в победе Германии, Гитлер хотел, чтобы именно он сообщил об этом всему миру. В то же время был разработан план физического уничтожения Юрия Борисовича. Диктор оказался в списке людей, наиболее опасных для Германии. Да, он не был на фронте, не участвовал в боевых действиях. Но он тоже сражался – не с оружием в руках, а своим голосом. «Его голос был равносилен целой дивизии», – справедливо заметил маршал Константин Рокоссовский.
Однажды в здание Радиокомитета угодила 800-килограммовая бомба. На картах немецких лётчиков Радиокомитет был помечен как объект повышенного значения. К счастью, та бомба не взорвалась. Всё же на пятнадцать минут вещание было прервано. Немцы сообщили об успехе операции, что всё разгромлено. Поспешили! Вскоре работа возобновилась.
Налёты немецких бомбардировщиков на Москву становились всё реже. 9 июня 1943 года Юрий Борисович последний раз объявил воздушную тревогу. Сообщение оказалось уже не нужным: ни один самолёт к столице так и не прорвался. Ну а сводки «От Советского информбюро», наоборот, звучали всё чаще. И всё радостнее. Красная Армия одерживала одну победу за другой.
Вечером 5 августа 1943 года Юрий Борисович Левитан должен был читать очередную сводку. Как обычно, пришёл в студию на час раньше, чтобы настроиться, пробежать глазами текст. Время идёт, а сводки нет. Положение на фронтах очень тяжёлое, накануне сообщалось о кровопролитных боях на Курской дуге. Руководители радио нервничают, звонят во все инстанции. Ответ один:
– Готовьтесь к чтению важного документа.
Наконец появился запыхавшийся полковник с большим опечатанным пакетом: «Срочно. Секретно. Передать по радио в 23 часа».
До назначенного времени оставалось шесть минут. В студии зажглось табло: «Аппарат включён». Просмотреть текст Левитан не успел. Поэтому первые фразы произнёс медленно, растягивая слова, стараясь выгадать две-три секунды, чтобы заглянуть в конец сообщения. Что там? Беда? Радость? От этого зависело, как читать, с какой интонацией.
Грозный бархат голоса его
Тембром то печальным, то счастливым
Доносивший боль и торжество
Был знаком солдатам и комдивам.
Бархат его голоса был знаком всем, в тылу и на фронте, всем, кто застывал около радиоприёмника-«тарелки», кто с надеждой, с замиранием сердца ловил каждую фразу, каждое слово Левитана. И вот… «Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточённых боёв овладели городом Орёл… Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород». Дальше, как всегда: «Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины».
Он читал так, что мурашки бежали по коже, от радости, от гордости за страну. Потом он рассказывал, что такое же чувство сам испытал в конце 1941 года, когда сообщил о разгроме немцев под Москвой, и в декабре 1942 года, когда появилась Дорога жизни через Ладожское озеро. Но тогда не было салюта! А сейчас приказ № 369, первый в истории Отечественной войны салют. 12 залпов через каждые 30 секунд. Шесть незабываемых минут фейерверка!
Существует табель о салютах. Три степени. Для событий важных – 12 залпов из 124 орудий, в 19 часов. Для событий крупных 20 залпов из 224 орудий, в 20 часов. Для выдающихся – 24 залпа из 324 орудий, в 21 час. Ну а в День Победы, 9 мая, салют был грандиозный: 30 артиллерийских залпов из 1000 орудий, в 22 часа.
9 мая 1945 года Юрия Левитана и тогдашнего председателя Радиокомитета А.А. Пузина срочно вызвали в Кремль. Вручили текст приказа Верховного Главнокомандующего:
– Передать в 22 часа.
До указанного времени 35 минут. Студия в двух шагах, недалеко от Кремля, за зданием ГУМа. Успеем!
Вышли из Спасских ворот – и попали в людское море. Море радостных сияющих лиц. Уже известно о капитуляции Германии. Все понимали: вот-вот будет сообщение о победе. На просьбы Юрия Борисовича пропустить его смеялись: «Да не спешите! Сейчас Левитан будет говорить о победе!» Что ж, в лицо диктора никто не знал… Нет, не пробиться! Вспомнили, что в Кремле есть радиостудия. Бросились назад. В общем, к микрофону Левитан сел в 21 час 55 минут. Успел! И приказ прочитал, и салют посмотрел.
После войны Левитана нечасто выпускали в эфир, чтобы не напрягать население, не травмировать психику. Впрочем, одна передача была за ним закреплена: «Пишут ветераны». Ездил по стране, по местам боевой славы, выступал в клубах, в Дворцах культуры. Летом 1983 года он получил приглашение на празднование 40-летия победы на Курской дуге, на Прохоровском поле.
Конечно, он поедет! Только сначала надо записать телеверсию передачи «Ты помнишь, товарищ?». Она готовилась тоже к этой дате. Всё складывалось удачно. 2 августа передача была записана.
На следующий день он выехал на Курскую дугу. Волновался, было очень жарко. В деревне Бессоновка во время выступления Юрий Борисович почувствовал себя плохо…
Владелец голоса, очкарик,
Был худощав и ростом мал,
В семейной жизни не был счастлив,
Здоровье не сумел сберечь,
И умер как-то в одночасье,
Недочитав чужую речь.
Так писал Александр Городницкий. Всё верно. Только почему речь чужую? Это был тот редкий случай, когда Левитан «читал» именно свою речь.
Ну а передача «Ты помнишь, товарищ?», которая готовилась на телевидении, конечно, состоялась. Журналисты лишь добавили несколько купюр. Нашли в архиве воспоминания Юрия Борисовича о том, первом салюте. Эти воспоминания длились ровно 6 минут, столько же, сколько продолжался тогда салют.
Вот ведь как распорядилась судьба! 5 августа 1943 года Юрий Левитан сообщил о победе под Орлом и Белгородом. 5 августа 1983 года газета «Правда» сообщила о скоропостижной смерти Юрия Левитана, там же, на опалённой войной Белгородской земле.
…Юрий Борисович Левитан проработал на радио 52 года, первым среди коллег по цеху получил звание «Народный артист СССР». А в энциклопедии «Москва», вышедшей в 1950 году, даже нет его фамилии. Правда, в 2004 году, когда ему исполнилось бы 90 лет, его дочь Наталия Юрьевна Сударикова получила престижную премию «Радиолегенда», присуждённую отцу. Вот и всё.
2 октября 2014 года – столетний юбилей легендарного радиодиктора. Депутаты Госдумы внесли предложение увековечить память Юрия Борисовича Левитана – назвать в его честь сквер в нашем с ним Дегтярном переулке, где мы познакомились и часто встречались.
Прекрасно. Только уж очень он маленький, этот скверик…
Из нашего письма мэру:
Мэру Москвы
С.С.Собянину
Уважаемый Сергей Семенович!
В преддверии 70-летия великой Победы молодежь с особенным волнением ожидает 2 октября 2014 года, когда исполнится 100 лет со дня рождения известного диктора Юрия Борисовича Левитана. Его голос, знакомый всей планете, стал голосом всех наций, воевавших против нацизма, олицетворением несгибаемой воли нашего народа.
Главный диктор «всех радиостанций Советского Союза» был светлым символом надежды и веры в Победу народа в Великой Отечественной войне. Голос Левитана – это, по-настоящему, Голос Истории, Голос Победы, Голос Родины. Юрий Левитан всецело отдал свой талант служению советскому народу и внес неоценимый вклад в дело Победы на фашизмом. Для воинов-ветеранов, тружеников тыла и детей войны голос Левитана свят, как и память о минувших боях. Его речь, разносившаяся по необъятной стране, известная всему миру, была мощнейшим оружием в годы войны, что позволяет с гордостью называть Левитана выдающимся Гражданином Отечества, внесшим достойный вклад в дело разгрома фашизма. Записи его выступлений на радио и по сегодняшний день способны пробуждать патриотический подъем, служат инструментом воспитания подрастающего поколения.
В знак уважения к гражданскому подвигу выдающегося патриота Отечества, члены Молодежного патриотического движения «Волонтеры памяти» (www.vmemory.ru) следят за захоронением Юрия Левитана на Новодевичьем кладбище, учат молодежь на примере его жизни, вдохновляют новые поколения патриотов.
Но к сожалению, как выяснилось, в отличие от ряда городов России, в столице нашей Родины Москве нет объекта, который носил бы имя диктора Левитана. И мы видим в этом историческую несправедливость к великому подвигу народа в минувшей кровавой войне, которую пришло время исправить.
В этой связи, в год столетия со дня рождения диктора Всесоюзного радио, Народного артиста СССР Юрия Борисовича Левитана, предлагаем увековечить память великого Гражданина Отечества и назвать один из проектируемых объектов Москвы (площадь, сквер, набережная, парк) именем «Диктор Юрий Левитан».
Просим поддержать патриотическую инициативу московской молодежи.
КЛАДОВ Юрий Александрович – лидер Молодежного патриотического движения «Волонтеры памяти», кандидат философских наук
ПОНОМАРЕВ Николай Иванович – лидер волонтерской группы «Левитан», Заслуженный артист России, полковник
исх.№2047 от 180314
Начать с того, что в воскресенье 22 июня 1941 года о начале Великой Отечественной войны объявил, при всём к нему уважении, не Левитан. В полдень по московскому времени из здания Центрального телеграфа к народу СССР обратился заместитель Председателя Совета народных комиссаров В. М. Молотов. Эта запись была оперативно выпущена на пластинке и сохранилась, её можно найти в Интернете. Другое дело, что после истории с «антипартийной группой» упоминание имени Молотова в каком бы то ни было контексте крайне не приветствовалось. Да и ударение «грАжданки» в оригинальной записи портило впечатление. Потому и культивировался миф о том, что о начале войны объявил Левитан. Нет, Юрий Борисович, безусловно, неоднократно читал в эфире в этот день выступление Молотова, но первым был всё же Вячеслав Михайлович.
Да, кстати: «выступление Молотова» и «заявление Советского правительства» — это один и тот же текст. Поэтому пассаж автора на эту тему аналогичен фразе «С детства мы помним пушкинские стихи "У лукоморья дуб зелёный", а также его замечательное вступление к поэме "Руслан и Людмила"».
Далее. Если бы Дорога жизни через Ладожское озеро появилась в декабре 1942, а не 1941 года, как это произошло в действительности, я даже не могу себе представить испытания, которые бы пришлось вынести ленинградцам в дополнение к тому, что нам известно.
Потрясающая фраза «Уже известно о капитуляции Германии. Все понимали: вот-вот будет сообщение о победе.» Во-первых, капитуляция Германии и означала победу. Во-вторых, сообщение о капитуляции Германии вышло в радиоэфир 9 мая 1945 года около 2:10 ночи по московскому времени, а уже утром все центральные газеты вышли с соответствующими первыми полосами. Вечером к народу по радио обратился Сталин, и только потом, в 22:00 — Левитан объявил о праздничном салюте. Это легко проверить, в Интернете есть почти полные подшивки «Известий» и «Красной звезды» за весь период войны. Но почему этого не сделал автор статьи?
«После войны Левитана нечасто выпускали в эфир, чтобы не напрягать население, не травмировать психику.» Бред. «Последние известия», которые время от времени читал Юрий Левитан в начале 80-х, помню даже я, в ту пору октябрёнок. Не говоря уже о праздничных трансляциях с Красной площади, о литературных чтениях, да и Минута молчания долгое время была «левитановской». Но это — на закате его жизни. А двумя-тремя десятилетиями раньше голос Левитана звучал намного чаще, достаточно вспомнить, что он объявлял и о первых стартах советских космонавтов…
В общем, статья подготовлена левой ногой, и это неприятно.
Но вот чествование его на радио и на телевидении, да с эдакой помпой, в настоящее время далеко не во всем понятно. Поскольку волей не волей, хочешь не хочешь, но начинаешь сравнивать Левитана с нынешней дикторски безграмотной и косноязычной, а зачастую к тому же беспросветно наглой, радио- и телешушерой. Прежде всего, из числа т.н. "ведущих" т.н. ток-шоу, кругло-прямоугольных столов, домов 2... И отнюдь только из их числа!
Спрашивается: в подобных условиях высокое чествование Юрия Борисовича - это происки (чьи именно?) или обычный нынешний радио- и телепофигизм, неумение понять элементарных вещей?
Давайте всё-таки различать ЛИЧНОСТЬ и ПРОФЕССИЮ: диктор, актёр, ... , дворник, программист, ... .
Выдающиеся личности во "времена диктора Левитана", весьма причастные к его сообщениям это Сталин, Королёв, ... . Среди артистов и актёров таких не знаю, подскажите.
"Спрашивается: в подобных условиях высокое чествование Юрия Борисовича - это происки (чьи именно?) или обычный нынешний радио- и телепофигизм, неумение понять элементарных вещей?"
Почему не вспомнить хорошие советские стандарты дикторства и важных государственных сообщений, ;) когда "безграмотная и косноязычная, а зачастую к тому же беспросветно наглая, радио- и телешушера" твердит нам про дефицит колбасы и колготок в СССР.
Дико только то, для любого здравомыслящего человека, что "помпа" по случаю юбилея коммуниста, сталинского диктора, советского артиста происходит в стране, где власти вот уже более полувека проводят политику десталинизации, а последние двадцать пять лет яростную по сути профашисткую, бендеровскую, власовскую, солженицынскую компанию антисоветизма и антикоммунизма.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться