Когда китайский и советский госкапитализмы вошли (хотя и разными способами) в единый мировой рынок, сложилась нынешняя система глобального капитализма. Сейчас она вступает в новую стадию развития. Условно это – «всемирное выравнивание».
В чём его суть и неизбежность, особенно в обстоятельствах, когда самой обсуждаемой экономической данностью является экономическая война, затеянная США чуть ли не против всего мира?
Коротко говоря, суть в том, что США восприняли воцарение глобализма как окончательное подтверждение их главенствующей роли на планете не только на военно-политическом, но и на финансово-экономическом поле. И вдруг…
При быстром развитии мирового глобализма проявились две закономерности: 1. Распространение производства однотипных товаров массового спроса параллельно в разных странах (и у разных производителей); 2. Появление новых международных финансовых систем и учреждений, обеспечивающих обслуживание клиентов. Вот, например, всё больше стран переходят на взаимную торговлю с использованием своих валют, а не доллара США.
Оба обстоятельства – следствие главного закона капитализма: погони за прибылью. А этого нельзя преодолеть ни запретами, ни пошлинами, ни санкциями. Более того, когда вы вводите санкции, пошлины – вы стреляете себе в ногу, а то и выше – в органы «деторождаемости» (имею в виду доллар). Поэтому абсолютным главнокомандующим всемирной экономикой США уже не бывать, век финансового порабощения заканчивается (пока, слава богу, плавно!). И тут немалая заслуга… транснациональных корпораций. Им всё равно, где вкладываться – была бы прибыль. Поэтому они будут неудержимо стремиться туда, где ниже стоимость рабочей силы, дешевле сырьё, выше уровень технологий и подготовки работников и т.д. Политика уходит на второй план.
Поэтому и можно вести речь о «всемирном выравнивании»!
В этом смысле лучшие позиции (из крупных экономик) – у Индии: там стоимость рабочей силы в 4 раза ниже китайской, высок технический уровень, громаден резерв работников (55 млн. безработных) и т.д. Это обещает индийским товарам пробивную рентабельность на мировом рынке и успех на внутреннем.
В наихудшем положении – США. Почему? Во-первых, из-за очень высокой стоимости местной рабочей силы. И вот американские товары всё менее востребованы в мире. Исключение составляют вооружения и зерно, но и то в последнее время с их сбытом трудности. При этом внутренний рынок США завален иностранными товарами на сотни миллиардов долларов. Трамп стал предпринимать определённые меры, но очевидно, что нарастающее производство замещающих товаров вызовет их удорожание, уменьшение спроса, а следом – снижение уровня жизни американцев.
Для корпораций США наилучший способ преодоления всего подобного – включение в процесс «выравнивания» в других странах с более благоприятными условиями извлечения прибыли.
Если Путин в итоге договорится с Трампом, американские корпорации с энтузиазмом включатся в российский «прорыв». И даже если «политические волки» в элите Штатов будут препятствовать, корпорации найдут обходные пути, чтобы быть в России (как в 30-х годах). Жажда наживы сильнее запретов.
В дальнейшем – полная интернационализация капиталистического производства, ведущая к всеобщему товарному изобилию, постоянному снижению цен вплоть до их… исчезновения. При этом (как считал В.И. Ленин) за ненадобностью должно исчезнуть и государство. Будет ли всё это называться коммунизмом или как-то ещё – рано судить. Во всяком случае, никаких революций не понадобится – капитализм сам придёт к своей верхней точке, следуя диалектике развития.
Владимир Акоев, публицист
Точка зрения авторов колонки
может не совпадать с позицией редакции