Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 сентября 2020 г.
  4. № 39 (6754) (30.09.2020)
Политика

Протесты по звонку

Приятные иллюзии могут довести и до погромов

30 сентября 2020
Инфантилизм и безответственность — вот главные движущие силы белорусского протеста

Наблюдая за развивающимися в Белорусии событиями, задаёшься вопросом: а почему белорусы ничего не громят, не бесчинствуют? Если, конечно, говорить о большинстве протестующих, если оставлять за скобками отъявленных радикалов… Почему не грабят магазины, как в Америке, не жгут автомобили, как во Франции? И невольно задумываешься о культуре.

В энциклопедическом словаре (будь он русским, французским или английским) однозначного определения культуры нет. Изначально это древнее латинское понятие употреблялось в области сельского хозяйства как антоним «дикой природы». Потом римляне стали использовать его в словосочетаниях, подразумевающих улучшение чего-то: «культура языка», «культура поведения». Цицерон называл философию «культурой души».

«Культура» как самостоятельное понятие стала, по сути, применяться лишь в начале XIX века. Но в Германии. А в немецком сознании понятие «культура» концептуально противостоит понятию «цивилизация». Кант, например, видел в развитии цивилизации отрыв от культуры. Цивилизация была для него «внешним», или, если угодно, «техническим» типом культуры. Он считал, что разрыв между культурой и цивилизацией является для человечества причиной многих бед. Но это, повторяю, сугубо немецкий подход к проблеме. Ни французы, ни англичане так не мыслят.

В России слово «культура» стало употребляться в середине XIX века. Академик Велланский охарактеризовал понятие так: «Природа, возделанная духом человеческим, есть Культура... Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия». В духе древних римлян Велланский противопоставлял Натуру, то есть Природу, Культуре.

А вот что писал Николай Бердяев уже о нашей, демократической, скажем так, культуре: «В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несёт с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своём качестве и в своей ценности. Она делается более дешёвой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своём качестве, некрасивой, лишённой стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведёт к цивилизации. Высшие подъёмы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утончённо-культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века…»

В советском лексиконе появилось выражение «культурный человек». Оно говорит не о том, что человек образован, а о том, что хорошо воспитан. Его противоположность – «быдло». «Интеллигенция» – тоже типично русское понятие, которое таким и вошло в европейский лексикон: intelligentsia. Солженицын определял его по-своему – образованщина…

Минская протестующая толпа ведёт себя (пока я пишу) «культурно», «интеллигентно». Она, видимо, не знает, что существует целая «культура противостояния», или «культура протеста». Белорусский ОМОН, который так бил людей в первые дни, тоже не подозревает, наверное, о существовании «культуры насилия». А ведь о «языке насилия» написаны целые трактаты.

Меня поразила послушность минских митингующих. Они по звонку приходят, по звонку уходят, одеваются как им указывают. И мне невольно вспомнился давно прочитанный классический труд Гюстава Лебона «Психология толпы». В интеллектуальном плане книга несколько устарела. Он издал её ещё в 1895 году. Гюстав Лебон был реакционером своего времени. Но иные аспекты его труда цитируются и изучаются. Так, он пишет, например: «Толпа следует не за тем, кто говорит ей правду, а за тем, кто даёт ей прельщающую иллюзию…» Неплохо, да? И вот ещё: «Формулы избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но подбор слов должен соответствовать времени. Слова должны быть благозвучными: «братство», «равенство», «демократия». Лебон не знал, что эти «благозвучные» слова будут без устали употреблять в ХХ веке и коммунисты, и фашисты, и демократы, и консерваторы, и либералы. Каждый по-своему их наполняя.

Сегодня они звучат по сигналу на улицах и площадях Белоруссии.


Тэги: Белоруссия Взгляд Протесты Виктор Лупан Демократия
Обсудить в группе Telegram

Виктор Лупан

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Если ты не сдаёшься

    21.02.2025
  • Чего хотят армяне?

    16.05.2024
  • Общественники встретились в Махачкале

    14.04.2022
  • Шлагбаум перед народной дипломатией

    25.03.2022
  • Литература как судьба

    04.02.2022
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Вечный оппозиционер

    103 голосов
  • Её величество достало

    60 голосов
  • Николаю не удался постриг

    52 голосов
  • Русским нужно обрести уверенность

    51 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS