Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2020 г.
  4. № 4 (6722) (28.01.2020)
Литература Библиосфера Стихи Рецензия

Циркач на шаре

29 января 2020

Анна Гедымин. При свете ночи: стихи и баллады. 

– М.: Время, 2019. – 128 с.  – 500 экз.– (Поэтическая библиотека).


Стихи, вошедшие в книгу Анны Гедымин «При свете ночи», нередко выстроены на контрасте яркого, тёплого, радостного и мрачного, мёртвого, тяжёлого. Автор создаёт пространство, где «в пыльной Москва-реке купола сияют вверх дном», «Шиповник за окном цветёт – / Прекрасный, точно перед смертью», «висит заката выцветшее знамя», «медуница нежно пахнет тленом».

Тему света и тьмы Анна Гедымин обыгрывает нетривиально. Чёрное и белое в её стихах не конкурируют, не борются, а сосуществуют, взаимодействуют, а иногда – даже проникают друг в друга:

 

– Ты знаешь, что такое свет? –

Спросил меня слепой сосед. –

Он, как далёкий тёплый звук,

Прокалывает тьму вокруг

Навеки, на мгновенье… Нет,

Не знаешь ты, что значит свет!

 

С выразительными средствами автор обращается бережно, осторожно и филигранно, результатом чего становятся хрупкие, тонкие и ясные образы: «Край поля ветерком измят», «Голубь, подобравши юбки, / Входит в лужу по колено», «Шахматист сумерки разливает по кружкам», а смерть – «щемяще мала…».

Поэт, переводчик, публицист Марина Кудимова отмечает, что стихи Анны Гедымин катарсичны, динамичны.

Динамика и экспрессия сближают поэзию Гедымин с творчеством Цветаевой. В стихотворении «Бабье лето, золотая заплата…» нетрудно услышать отголоски знаменитого «Если душа родилась крылатой…». А в стихотворении «На языке твоём – мёд, а в глазах твоих – лёд…» с лёгкостью угадывается цветаевское «Имя твоё – птица в руке, имя твоё – льдинка на языке…».

Поэт Дмитрий Артис отмечает, что Анна Гедымин, «может быть, единственная, кто сохраняет свою женственность». Часто её строки напоминают лёгкие прикосновения. Несмотря на изрядную долю экспрессии, её поэзия – очень личная, камерная. Анна Гедымин, безусловно, самобытный поэт, с мягким, но громким голосом, поэт, остро чувствующий пульсацию эпохи, частью которой является. Тем больнее одиночество, на которое обречены люди.

 

И живём теперь, хорошо ли, плохо.

Человека редко красит эпоха.

Чаще он один, как циркач на шаре,

Лишь собою спасаем и украшаем.

 

Интересно, что поэт и литературный критик Данила Давыдов предостерегает желающих «вписать Гедымин в современный извод «тихой лирики». Признавая, что автор «действительно работает с частным, интимным пространством», он пишет, что, «помимо исповедальности, ей присущи и афористичность, и притчевость, и романтический артистизм».

Давая характеристику сборнику Анны Гедымин, нельзя не сказать о присутствии в нём Бога. Общение с ним для автора – дело обычное: «Дождь идёт. Минувшее всё дороже. / Разреши мне, Господи, отдохнуть, / Потому что так – сгоряча – негоже / Начинать свой главный, ответный путь».

Ещё одна характерная для лирики Гедымин тема – это тема прощения, и даже всепрощения («Ты прости ему низость и трусость – прости, / Он – за давностью боли – безгрешен почти…»).

Время от времени автор подходит к той черте, за которой – предательство, боль, смерть («Сороковины», «Ветра нет, но зябко у воды…»).

Заключительные страницы сборника знакомят читателя с балладами «Косари», «Мастер мостов» и «Месть Тамерлана».

В центре произведения «Косари» – идея любви и верности. В нём словно переплетаются быль и небыль, явь и вымысел, бытовое и мифологическое. Истину поэт вкладывает в уста деревенского дурачка: «Но люди не слушали дурака – ещё не хватало! / И расходились, о чём-то своём печалясь. / И было средь них заботливых, верных немало, / А вот счастливые что-то редко встречались».

В основе сюжета баллады «Мастер мостов» – история о человеке, который «строил дивный мост» и, завершив свой труд, прошёл по нему, после чего сооружение рухнуло. «…И я, как мастер тот, своей достигла цели…» – заключает Анна Гедымин, затрагивая темы творчества и ремесла, их ценности для творца и людей.

В балладе «Месть Тамерлана» автор передаёт ужас начала войны 1941 года, используя образ правителя древности Тамерлана. Гедымин удаётся тонко уловить и обозначить стремление людей нарушить ход истории и вмешаться в процессы времени, что неизбежно приводит к беде.

Так, балансируя между светом и тьмой, мифом и реальностью, прошлым и будущим, строит человек свой рукотворный мост, которому суждено рассыпаться, кануть в Лету – или всё же выстоять.

Юлия Скрылёва

 

Тэги: Поэзия Книга Книжный ряд Юлия Скрылва Анна Гедымин При свете ночи
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS