Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 января 2022 г.
  4. № 4 (6818) (26.01.2022)
Культура

Руководитель на весах

В прокате – «Самый лучший босс»

26 января 2022
Хавьер Бардем в роли Хулио Бланко

Картина известного испанского режиссёра Фернандо де Араноа с Хавьером Бардемом в роли современного собственника и управленца включена в шорт-лист «Оскара».

 

Хулио Бланко – владелец предприятия по изготовлению весов, рассчитывающий одержать победу в премиальном конкурсе на почётное звание лучшего патрона. В первых же кадрах фильма, выступая перед служащими, он так задушевно аттестует себя как их лучшего друга и заботливого отца, что даже у доверчивых зрителей должно зародиться сомнение в его правдивости и подозрение, что перед ними некто вроде Тартюфа. Если, конечно, оно не появилось раньше при виде подчёркнуто иронического русского названия фильма, напоминающего название картины Ларса фон Триера «Самый главный босс» (2007), чей главный герой был и главным прохвостом среди прочих персонажей.

Изрядно загримированный и состаренный лет на десять Бардем с явным удовольствием перевоплощается в Бланко, одновременно подтрунивая и над героем, и над собственным имиджем, сформированным предыдущими ролями, так что другим исполнителям остаётся лишь подыгрывать ему. Делают они это вполне профессионально, но фильм, по сути, превращается в бенефис одного актёра. Другое дело, что артист хорош и зрелище стоит просмотра.

Ход действия оправдывает недоверие к герою, у которого не без помощи режиссёра появляются рабочие и личные проблемы, вынуждающие его выходить из образа добродетельного хозяина. Оказывается, что босс неравнодушен к смазливым молодым стажёркам, одна из которых затягивает его в постель и вынуждает повысить её по службе, а его многолетний партнёр, которому изменяет жена, запустил работу, и Бланко приходится вмешаться в его личную жизнь.

Самая серьёзная проблема возникает при увольнении работников, один из которых устраивает лагерь перед воротами «Весов Бланко», вывешивает плакаты и выкрикивает лозунги, порочащие бывшего начальника. Тот пытается уговорить бывшего подчинённого, откупиться от него, предотвратить шум в прессе, вызвать полицию, задействовать административный ресурс, но оказывается, что никто не вправе ни арестовать, ни даже выдворить пикетчика с нейтральной территории, как сделал бы, не считаясь ни с чем, влиятельный российский бизнесмен или чиновник.

Чтобы решить вопрос до приезда премиальной комиссии, Бланко прибегает к крайнему средству, но режиссёр до последнего прячет это от зрителей, дабы не разоблачить его раньше, чем нужно фильму. И так же, как Бланко пренебрегает им же заявленными условиями обращения со служащими, де Араноа отступает от заданного им правила поведения камеры, согласно которому она следует за героем и передаёт сидящим в зале всё, что он говорит. Но именно в тот момент, когда герой идёт договариваться с будущим исполнителем своего чёрного замысла, камера останавливается, позволяя зрителям видеть, но не слышать этот разговор, и оставляет их пребывать в заблуждении, будто Бланко наставляет на путь истинный парня, которого он по просьбе его отца, своего служащего, вытащил из кутузки, куда этот отморозок попал за драку с иммигрантами.

Но цель, как часто бывает в кино, покрывает не совсем корректные средства её достижения. Путь героя, согласно авторскому замыслу, длится ровно неделю, причём каждый день отмечается титром и ассоциируется с определённым событием в его жизни иронически перекликаясь со Страстной седмицей, в конце которой Христу был уготован крест, а Хулио, несмотря на все неприятности, – вожделенная награда комиссии.

Кроме Страстной недели символическое значение в картине имеют весы, отклоняющиеся от равновесного состояния в зависимости от того, что происходит вокруг, так что хозяин вынужден периодически их подкручивать, как делали и делают рыночные торговцы, чтобы обвесить покупателей. Чем не модель мироустройства, в котором сильные мира сего подстраивают весы Фемиды в своих интересах?

 

Тэги: Кинематограф Виктор Матизен
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Кино, несовместимое с жизнью

    87 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Притянутые за уши

    64 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS