Над главным входом в Московский молодёжный театр под руководством Вячеслава Спесивцева изображён контур яблока, внутри которого в разные стороны разветвляются ветки дерева. На одной из них – красный плод, символизирующий страсть к жизни и искусству.
Я имел возможность взаимодействовать со Спесивцевым 12 лет. В течение этого времени мы активно работали в Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы. Видел его в самых разных ситуациях, порой в непредвиденных и острых обстоятельствах, когда надо было защитить законные права того или иного осуждённого.
– Вячеслав Семёнович, что побудило вас стать артистом? Где учились актёрскому мастерству?
– С пяти лет я был твёрдо уверен, что стану артистом. После неудачного поступления в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина с напутственными словами экзаменатора: «Знаешь что, мальчик, тебе лучше быть инженером» – отправился в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где и овладел профессией клоуна. Затем там же работал преподавателем. У меня учились Геннадий Хазанов, Жанна Бичевская, Илья Олейников, Юрий Куклачёв, Наталья Щукина, Владимир Мирзоев и Андрей Любимов. Позже я всё же окончил актёрский факультет Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, курс Игоря Ильинского.
– С кем из знаменитых артистов пересекались ваши пути?
– Я дружил с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным и многими другими. В моём рабочем кабинете висит больших размеров фотоколлаж всей моей жизни. На нём запечатлены знаменитые артисты, с которыми меня сводила судьба. Среди них и Владимир Меньшов, и Михаил Ульянов, и Ролан Быков… Валерий Золотухин оставил автограф «Да здравствуем мы!» с намёком, как молоды мы были, как искренне любили. Что касается Владимира Высоцкого, то это, бесспорно, гений. Он в рамки человечества не входит. О нём уже многое рассказано и пересказано, хотя о нём можно говорить до бесконечности. Он редко гримировался. Был самим собой, личностью. Как играл Гамлета, он был настолько могуч!
Я сотрудничал с современными писателями-классиками Валентином Распутиным, Василием Шукшиным, Борисом Васильевым, Чингизом Айтматовым, Жоржи Амаду, Венедиктом Ерофеевым. Памятна для меня встреча с лауреатом Нобелевской премии Габриэлем Гарсиа Маркесом, который однажды побывал у нас на репетиции спектакля «Осень патриарха» и разрешил мне поставить на сцене все его романы. Так прямо и сказал: «Разрешаю вам делать с моими произведениями всё что угодно, но только в вашем театре».
– Приходилось сниматься в кино?
– Мой пик съёмок пришёлся на 1970–1980-е годы. В 1977-м я исполнил роль Олега в картине «Семья Зацепиных». В 1981 году сыграл вместе с Софией Ротару супружескую пару в музыкальном фильме «Душа». А всего у меня порядка десяти ролей.
– Вы возглавили Молодёжный театр. Почему выбор пал именно на молодёжь?
– Театр я возглавил в 1987 году. Хотя за свою жизнь я создал три театра: студию «Гайдар» в Текстильщиках, Молодёжный театр-студию «На Красной Пресне» и Московский экспериментальный театр. Со временем я понял, что по-настоящему в литературе и искусстве нуждается молодёжь. Именно на неё надо делать ставку. Молодые обязаны начинать свою взрослую жизнь, опираясь на духовно-нравственное начало великих классиков. Не зря бытует поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь».
Наш театр экспериментальный. В спектаклях задействованы представители разных возрастных категорий: не только профессиональные актёры, но и студенты театральных вузов России, дети. При театре работают студии, в которых актёрскому мастерству, сценическому движению, речи, вокалу, фехтованию, хореографии, акробатике обучают детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет. Репертуар включает в себя произведения на острые социальные темы: о проблемах детской преступности, наркомании, проституции, беспризорности. Иными словами, отражает сегодняшнюю жизнь.
– Артисту, как и любому художнику, необходимо много ездить, путешествовать, наблюдать, впитывать – накапливать материал в свою творческую записную книжку. Как известно, Чехов, больной, поехал на Сахалин на перекладных через всю Сибирь, чтобы в дождь и в мороз понаблюдать за лицами, манерами, повадками, речью, внешностью будущих персонажей своих произведений. А в каких зарубежных странах пришлось побывать вам?
– Мы были везде, кроме Новой Зеландии и Австралии. Показывали спектакли по произведениям великих классиков. Удивил Китай, где ежегодно в Пекине проходят более 70 театральных фестивалей. Китайцы по своей натуре очень любознательный народ, который стремится к самосовершенствованию. Как-то мне позвонил Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в России и спросил: «А вы можете поставить «Вишнёвый сад» прямо в классе?» Я, без тени сомнения, сразу ответил: «Мы всё можем». Что и было сделано на базе одной из московских школ. Затем он пригласил нас в Пекин, где мы играли в университетах данную постановку.
Нас, русских, и нашу классическую литературу хорошо знают за рубежом. Ты только пересёк границу – и первое слово, которое слышишь: «Рашен». А второе: «О, Достоевский!» Почему? Потому что в Достоевском люди ищут ответ на волнующий вопрос: «Кто мы и для чего созданы?»
– По вашим стопам пошли сыновья – двойняшки Семён и Василий. Как говорится, яблоки от яблони далеко не падают…
– Да. Они с шести лет выступают на сцене. Помню, тогда у Семёна было крылатое стихотворение: «Был пирожок, / и нет пирожка! / Вот так, дружок, / жизнь коротка». Оба они окончили актёрские и режиссёрские факультеты. Один в Щепкинском училище, другой – в ГИТИСе. Стали настоящими актёрами. Играют в нашем театре. Семён, кроме этого, снимается в кино.
– Глядя на отца, заслуженного деятеля искусств, им наверняка легко осваивать театральное мастерство. Не так ли?
– Самое пагубное в творчестве, особенно для начинающего, – это лёгкий успех или видимость успеха. Как говорил Станиславский, люби искусство в себе, а не себя в искусстве. Такого правила придерживаются мои сыновья.
– Вячеслав Семёнович, я думаю, что вы не будете отрицать, что сегодня низко пала культура молодёжи. Идёшь по улице и слышишь их разговорную речь, в которой превалируют «блин», «короче», отборный мат… Понимаю, что спасать и сохранять духовность надо личным примером. И в этом плане ваш семейный уклад – убедительное тому подтверждение. Но вы на этом не остановились – ежегодно проводите конкурс творческого мастерства «Амнистия души» в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы, открыли двери театральной студии для детей с 8 лет и проводите с ними занятия бесплатно…
– Знаете, у десантников есть крылатое выражение: «Никто, кроме нас!» По такому принципу строится работа и в моём молодёжном театре. В репертуаре – постановки классиков «Война и мир», «Горе от ума», «Преступление и наказание»… Все они учат добру, красоте, справедливости, любви к Родине. В зале постоянно аншлаг. Значит молодёжь, которая приходит в наш духовный храм и соприкасается с прекрасным, тянется к светлому и возвышенному. И это очень радует.
– Выдающийся советский писатель Юрий Бондарев в своём романе «Игра» написал: «Человек счастлив тогда, когда время не имеет для него значения». Вы согласны с таким выводом?
– В частности, согласен. И в то же время хочу добавить: «Время всё расставляет на свои места». Как бы ни было трудно в нашей жизни, всегда побеждает здравый смысл.
– Какие наставления вы даёте своим ученикам?
– Я всегда подчёркиваю три основных постулата: «В театр приходят за бессмертием», «В жизни каждого должен быть театр, где бы он чувствовал себя как дома», «Искусству нужно обучать бесплатно».
Беседу вёл
Виктор Кохтачев
«ЛГ» сердечно поздравляет Вячеслава Спесивцева с юбилеем и желает здоровья, новых творческих свершений.
____________________________________________________________
«ЛГ»-досье
Вячеслав Семёнович Спесивцев родился 6 февраля 1943 года. Театральный режиссёр, актёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РФ (1998), народный артист РФ (2010). В 1966–1969 годах – актёр Театра на Таганке. С 1987 года создатель и художественный руководитель Московского молодёжного театра. Награждён орденом Почёта.