Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 октября 2017 г.
  4. № 40 (6616) (11.10.2017)
Литература

Золотые круги на воде

11 октября 2017
Игорь Шкляревский, 1987 год

О документальном фильме-эссе Олега Шкляревского „Глаза воды. Игорь Шкляревский“


Конечно же, всепроникающая Музыка воспринимается не только слухом, но и глазами.

Любая Форма, не только слышимая, но и видимая – поёт длящимся Звуком. Как и всё вокруг. Все события, грозные и радостные, имеют свою интонацию звучания. И произведения кинематографа, художественного или документального, тоже несут её в себе.


Какое полное и одновременно утончённое ощущение жизни! И в стихах Игоря Шкляревского, и в документальном фильме Шкляревского Олега «Глаза воды», приносящем нам своей зримой мелодией кадров строки поэта. Эта полнота и в течении воды речной, и в бессмертном мотыльке, полётом женящим «травы и цветы от Воркуты и до снегов Алтая» (И. Шкляревский). Соединение грандиозного и вечного с лёгким и, казалось бы, мимолётным.


Пройдёмся же по фильму, подчиняясь его неторопливому ритму, прикоснёмся взглядом к речной и озёрной воде, которая бесконечно его сопровождает, сливаясь с пластикой стихов Игоря Шкляревского и в ней растворяясь.


...Удар яркого золотого света по тёмной воде, расходящейся кругами. И сразу – другой вспышкой, – огонь костра. А в сумеречном свете – фигура поэта. И вот его первый удивительный монолог, который не был переведён на бумагу и только звучал. А так захотелось ощутить, воспринять его и глазами.


Я люблю это слово – Баркалабово. В нём – гроза, гром, здесь – рокот грозы и облако, клубящиеся облака в этом слове есть. Баркалабово... Шли вот оттуда, с Гомельской дороги, лесом, потом вот этими лугами. Здесь ходил паром, мы ночевали на берегу реки и вот там, вот напротив парома горел наш костёр. Это было тридцать лет назад... Вот там ещё осталось может быть даже родимое пятно от нашего костра. Однажды мы шли с Олегом, была тёплая лунная ночь, и... там росла капуста, и это поле капусты в лунном свете, в каплях росы было серебряным. Была какая-то такая особенная тишина, теплынь, и мы были такими молодыми, от избытка сил, от благодарности жизни, от этого лунного света, от теплыни, от всего что было в воздухе и в нас – возникло состояние, которое почти не повторяется в жизни. А что это было?.. Ну, это было вот какое-то утончённое, бескорыстное счастье.


И сразу за этими словами в кадрах – закат на реке и узкая одинокая лодка на песке у берега. И плачет скрипка. И кучевые клубящиеся облака отражаются в воде. И уже раннее и чуть прохладное в туманах утро. И опять – удар света по тёмной воде с расходящимися кругами. И снова стихи Игоря Шкляревского и его второй значительный монолог.


Огонь очищает. Все мусорные мысли сгорают, когда смотришь в огонь. Есть две тайны, две удивительные силы, которые притягивают глаза и завораживают тебя, – это тайна огня, костра и тайна воды бегущей. На воду можно смотреть часами, забывая себя. Ну это дневная тайна, тайна воды. И есть ночная тайна – это тайна огня. Вот когда смеркается, сила воды, её влияние необъяснимое на тебя ослабевает, притяжение... – загорается костёр. И притягивает взгляд человека. И он сидит в счастливом оцепенении перед огнём, не зная, в каком он времени находится, – века, народы, мифы, легенды – всё в нём в это время. И если бы у меня спросили – когда я бываю счастливым? – я бы сказал – когда я смотрю в костёр, смотрю на огонь или когда я смотрю на бегущую воду, – я счастлив.


Игорь Шкляревский еле слышно произносит последнюю, такую сокровенную фразу.

А дальше ещё один его монолог.


Я на природе не написал ни одного стихотворения. Это такая страсть, что здесь невозможно раздвоиться. Вдохновение ловца, рыболова, просто человека, который смотрит на костёр, – его нельзя соединить с сочинением стихов. Потому что и то и другое две равноценные, может быть, поглощающие страсти. Всего тебя они поглощают. И соединить это невозможно.


Сильное лицо Игоря Шкляревского и слегка грустное, и чуть смущённо-виноватое. Александр Межиров называл его Первым Лириком современной России. Дар, полученный свыше, труден, это и вериги, и одновременно самое острое блаженство. В фильме проплывают фотографии, начиная с детства, – вот он совсем ещё маленький с отцом, вот в юности с братом Олегом, с друзьями и один. Лицо меняется с годами, в нём всё больше концентрируется внутренняя сила, независимая решительность, хотя и создано было таким ещё до рождения.


* * *

Мой младший брат меня сильнее,

мой младший брат меня умнее,

мой младший брат меня добрее,

решительнее и храбрее!

Меня он в драке подомнёт,

на свадьбе ночью перепьёт

и утром на реке обловит

и первым душу мне откроет.

На сто моих боровиков

сто пятьдесят в его корзине,

сто пятьдесят моих шагов

покроет сотнею в долине.

Ну и чему, чему я рад,

самолюбивый и ранимый?

Но ведь приехал брат любимый,

непобедимый младший брат!


Какая открытая, свободная, безоглядная интонация. Подобная стихам Катулла. И сколько глубокого чувства, и самоотстранения, и любви.

Много стихов о брате Олеге у Игоря Шкляревского. Это может быть одна из главных его поэтических тем, наряду с природой, вечностью, человеческими радостями и болью земли. И младший брат осознаёт и помнит силу нежности этой любви.

. . .

Остановки... Озёра... Осины...

Окна тамбура синие-синие.

Облака и круги на воде.

– Что за станция?

– Это Онега.

Отклик тихого брата Олега.

Стук колёс и неведомо где

золотые круги на воде...


Эти неведомо где зыбящиеся круги – и перешли в фильм.

И не от удара камня по воде они. От какого-то загадочного удара света. Олег Шкляревский очень точно нашёл короткую эмоциональную остановку, паузу между частями фильма – и не удар гонга или какую-то подобную общепринятую заставку. Это сделано не просто с любовью и пониманием, но с мастерством создателя, чутьём талантливого режиссёра и оператора, двух ипостасей, в которых лауреат Государственной премии Белоруссии и многих международных премий выступает в этом фильме. От удара золотого света по воде – и круги золотые. Они расходятся, расширяются, разрастаются в пространстве, и, наконец, совсем покидают кадр, остаётся лишь их породившая ослепительная золотая точка на уже спокойной поверхности. А они, теперь за кадром, продолжая сохранять своё первоначальное волнение, – ведь энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, – уходят, превращаясь, наверное, во всеохватные земные круги, земные параллели, объединяющие мир нашей планеты и всех нас, по великой и ничем не истребимой мысли религий и веков, что человек человеку – брат.

Зоя Межирова,

лето 2017, Москва–Сиэтл


Тэги: Поэзия Память Игорь Шкляревский
Обсудить в группе Telegram

Зоя Межирова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS