Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 октября 2019 г.
  4. № 40 (6707) (02.10.2019)
Телеведение

Рождение жанра

Нашей кинофантастике 95 лет

01 октября 2019

Анта... Одели... Ута…! В сентябре 1924 года редкий москвич не ломал голову над этими словами. Загадочный шифр разжигал любопытство горожан и звал, обещая нечто удивительное и волшебное. Газеты пестрели объявлениями, повторяющими радиопередачу из трёх неведомых слов. Секрет раскрылся 23 числа, когда «Киногазета» объявила о расшифровке сигналов и пригласила всех желающих в кинотеатр «Арс» на премьеру нового фильма Якова Протазанова «Аэлита». Билеты разлетались вмиг.

Годом ранее. Протазанов совсем недавно вернулся из трёхлетней эмиграции, с желанием вновь заявить о себе как крупном советском и европейском режиссёре. Кинематографисту «из бывших» требовался размах, яркий новый старт, для чего нужна была картина экстраординарная, опережающая время. Его выбор – экранизация «Аэлиты», крайне популярного в то время романа о путешествии советских граждан на Марс, где они разворачивают знамя классовой борьбы, возглавляя трудовые массы. Полёт на иную планету для кинематографа уже не был в новинку, ещё в 1918 году начался прокат датского пацифистского памфлета «Путешествие на Марс». Фильм, который Протазанов скорее всего видел во время своего пребывания в Париже и, несомненно, оказавший влияние на его решение. Межпланетное путешествие! Грандиозно! Революционно!

Но это 1923 год, на окраинах страны ещё тлеют угли Гражданской войны, разруха, нищета, тотальный дефицит современной техники и, что ещё важнее, людей, которые могли бы создать передовую ленту, не уступающую западному кино. С производством кино в СССР большие проблемы, «Пролеткино» бьёт в набат: «Плачевное состояние нашей кинопромышленности заставляет нас обращаться за фильмами за границу. Ликвидация явлений, связанных с закупкой фильмов за границей, которые наблюдаются до настоящего времени и благодаря которым мы теряем огромные средства, будет уже большим шагом вперёд». В этих условиях амбициозный план экранизации романа Толстого выглядит авантюрой нэпманской киностудии «Русь». Но это не просто дорогая кинокартина, поглотившая полтора года работы съёмочной группы и огромный по тем временам бюджет, это создание полноценной производственной базы для съёмки на качественно новом уровне. Тот задел, на котором впоследствии вырастет киностудия имени Горького.

Критика встретила «Аэлиту» прохладно. Фильм был популярен у зрителей, а советские журналисты усмотрели в нём идеологический провал Протазанова, поскольку тот делал акцент на душевные переживания интеллигента Лося, а красноармеец Гусев оказывался на втором плане. Эта мысль передавалась из статьи в статью, из газеты в газету, а затем перекочевала в киноведческую литературу, где просуществовала до семидесятых годов. На однородном фоне советской критики сегодня искренними кажутся только два голоса, осуждавших киноленту. Во-первых, это сам автор «Аэлиты», справедливо обидевшийся на то, что сюжет основательно перекроили без его ведома, даже не посоветовавшись, хотя обещали привлечь к работе над сценарием. А во-вторых, Дзига Вертов, в высшей степени последовательно осуждавший весь художественный кинематограф.

Да, критика громила «Аэлиту», да, режиссёру указывали на идейные ошибки, но были фильмы, которым доставалось куда сильнее. Например, «Врагов» Сабинского, вышедших почти одновременно с картиной Протазанова и оказавшихся в том же сегменте «боевика», буквально топтали. За бездарность. Впрочем, политические вопросы окончательно увяли к семидесятым и авангардная кинолента, предложившая миру новый облик кино, обогащённый образами конструктивизма и социалистическими идеями, получила должное признание не только за рубежом, куда была вывезена вопреки запрету, но и на Родине.

Но вот что самое главное. Прошло 95 лет, а проблема зависимости от западного кинопроката вновь не менее остра, отсутствие зрелищного фантастического отечественного кино оставляет голливудские ленты без конкуренции на российском рынке, а значит, в умах зрителей доминирует только один вариант будущего – предлагаемый Европой и США. Найдётся ли новый Яков Протазанов и новая «Русь»?

Николай Трябин

 

Тэги: Николай Трябин Аэлита Кинофантастика
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сложнейшая из задач

    31.08.2023
  • Тем временем на Востоке

    31.03.2023
  • Реализм и фантастика

    22.11.2022
  • Вечная жизнь

    28.09.2022
  • Мокрый Бэтмен под дождём

    22.06.2022
  • Добром это не кончится

    30 голосов
  • Милосердию здесь нет места

    25 голосов
  • Дисней, Скорсезе и супергерои

    17 голосов
  • Власть и контроль

    17 голосов
  • Герой на экспорт

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS