Наша сегодняшняя гостья – Эльза Триоле, дочь крупного московского адвоката и коллекционера, – как и её старшая сестра Лиля, с детства отличалась редкой красотой, особенно хороши были её глаза (впоследствии Арагон посвятил им поэму, а Матисс нарисовал картину «Глаза Эльзы»). Случившийся бурный роман с Маяковским, восхищённым Эльзой и долго её добивавшимся, завершился, по сути, трагически – Эльза (тогда ещё Элла) познакомила поэта с сестрой (вышедшей за Осипа Брика), и Маяковский, не отличавшийся постоянством, влюбился в Лилю...
Эльза тяжело переживала, попытки «переключиться» на других поклонников, среди которых были Василий Каменский, Виктор Шкловский, Роман Якобсон, утешения не принесли. Однако предложение француза Андре-Пьера Триоле Эльза, к немалому удивлению окружающих, приняла и в 1918 году уехала к нему, а после свадьбы уехала с ним на год на Таити. Но и этот брак удачным не был – слишком разнились интересы супругов, так что по возвращении они расстались, хотя и сохранили добрые отношения, и Эльза переехала в Берлин – тогдашний центр русской эмиграции. Роман со Шкловским вспыхнул с новой силой – именно тогда был написан его лучший роман «Zoo, или Письма не о любви», посвящённый Эльзе и состоявший из стилизованных писем Эльзы и самого Шкловского.
Роман понравился Горькому, он пригласил к себе Эльзу и посоветовал ей серьёзно заняться литературным трудом – так появились её первые романы «На Таити», «Земляничка», «Защитный цвет», носившие автобиографический характер.
А в ноябре 1928 года в парижском кафе «Купель» Эльза познакомилась с красивым и талантливым поэтом Луи Арагоном, близким к сюрреализму и дадаизму, а в 1927 году вступившим в компартию. Эльза вытащила его из глубочайшего душевного кризиса, в котором он тогда находился. Больше они не расставались.
Первые годы совместной жизни были очень тяжёлыми, в том числе и в материальном плане. Из-за коммунистических взглядов Арагона мало печатали, Эльза работала секретарём, преподавала русский язык, мастерила необычные бусы... Её бижутерия и другие вещицы пользовались спросом, а увидевший их корреспондент журнала Vogue порекомендовал их автора домам мод – таким как Шанель, Пуаре и Скиапарелли. Именно Эльза придумала столь популярную прозрачную вечернюю сумочку и продала идею известному кутюрье Люсьену Лелонгу.
Арагон и Эльза несколько раз посещали СССР, где писателя-коммуниста встречали очень тепло, участвовали в I Съезде советских писателей. Но на родине Эльзу не издавали, что в конце концов и вынудило её писать на французском языке. Французский язык Эльзы Триоле оказался обогащён русскими фразеологическими оборотами, что придавало её творениям особую свежесть. За вышедший сразу после войны сборник «За порчу сукна штраф двести франков» Эльза Триоле получила престижнейшую Гонкуровскую премию, впервые за 40 лет присуждённую женщине и впервые за всю историю премии – писателю русского происхождения.
Роман «Незваные гости» в 1957 г. получил премию «Фратерните», а в 1955 году её избрали почётным председателем Национального комитета писателей Франции. Много времени она отдавала пропаганде русской культуры, переводила Чехова, Гоголя и Маяковского, подготовила антологию русской и советской поэзии.
В январе 1970-го вышел её последний роман – «Соловей умолкает на заре», тоже автобиографичный. На плите общей могилы Эльзы и Луи – цитата из её романа: «Мёртвые беззащитны. Но мы надеемся, что наши книги нас защитят».