Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2019 г.
  4. № 40 (6707) (02.10.2019)
Литература

Соловей не умолкает на заре

02 октября 2019

Наша сегодняшняя гостья – Эльза Триоле, дочь круп­ного московского адвоката и коллекционера, – как и её старшая сестра Лиля, с детства отличалась ред­кой красотой, особенно хороши были её глаза (впоследствии Арагон посвятил им поэму, а Матисс нарисовал картину «Гла­за Эльзы»). Случившийся бурный роман с Маяковским, вос­хищённым Эльзой и долго её добивавшимся, завершился, по сути, трагически – Эльза (тогда ещё Элла) познакомила поэ­та с сестрой (вышедшей за Осипа Брика), и Маяковский, не отличавшийся постоянством, влюбился в Лилю...

Эльза тяжело переживала, попытки «переключиться» на других поклонников, среди которых были Василий Камен­ский, Виктор Шкловский, Роман Якобсон, утешения не при­несли. Однако предложение француза Андре-Пьера Трио­ле Эльза, к немалому удивлению окружающих, приняла и в 1918 году уехала к нему, а после свадьбы уехала с ним на год на Таити. Но и этот брак удачным не был – слишком разнились интересы супругов, так что по возвращении они расстались, хотя и сохранили добрые отношения, и Эльза переехала в Берлин – тогдашний центр русской эмиграции. Роман со Шкловским вспыхнул с новой силой – именно тогда был напи­сан его лучший роман «Zoo, или Письма не о любви», посвящён­ный Эльзе и состоявший из стилизованных писем Эльзы и самого Шкловского.

Роман понравился Горь­кому, он пригласил к себе Эльзу и посоветовал ей серь­ёзно заняться литератур­ным трудом – так появились её первые романы «На Таи­ти», «Земляничка», «Защитный цвет», носившие автобиографиче­ский характер.

А в ноябре 1928 года в парижском кафе «Купель» Эльза познакомилась с красивым и талантливым поэтом Луи Ара­гоном, близким к сюрреализму и дадаизму, а в 1927 году вступившим в компартию. Эльза вытащила его из глубо­чайшего душевного кризиса, в котором он тогда находился. Больше они не расставались.

Первые годы совместной жизни были очень тяжёлыми, в том числе и в материальном плане. Из-за коммунистиче­ских взглядов Арагона мало печатали, Эльза работала секре­тарём, преподавала русский язык, мастерила необычные бусы... Её бижутерия и другие вещицы пользовались спро­сом, а увидевший их корреспондент журнала Vogue пореко­мендовал их автора домам мод – таким как Шанель, Пуаре и Скиапарелли. Именно Эльза придумала столь популярную прозрачную вечернюю сумочку и продала идею известному кутюрье Люсьену Лелонгу.

Арагон и Эльза несколько раз посещали СССР, где писателя-коммуниста встречали очень тепло, участвова­ли в I Съезде советских писателей. Но на родине Эльзу не издавали, что в конце концов и вынудило её писать на французском языке. Французский язык Эльзы Триоле ока­зался обогащён русскими фразеологическими оборотами, что придавало её творениям особую свежесть. За вышед­ший сразу после войны сборник «За порчу сукна штраф двести франков» Эльза Триоле получила престижнейшую Гонкуровскую премию, впервые за 40 лет присуждённую женщине и впервые за всю историю премии – писателю русского происхождения.

Роман «Незваные гости» в 1957 г. получил премию «Фра­терните», а в 1955 году её избрали почётным председателем Национального комитета писателей Франции. Много време­ни она отдавала пропаганде русской культуры, переводила Чехова, Гоголя и Маяковского, подготовила антологию рус­ской и советской поэзии.

В январе 1970-го вышел её последний роман – «Соловей умолкает на заре», тоже автобиографичный. На плите общей могилы Эльзы и Луи – цитата из её романа: «Мёртвые без­защитны. Но мы надеемся, что наши книги нас защитят».

Тэги: Биография Личность Творчество Анатолий Белкин Литературные святцы
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Белкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Цвет и тени Беллы Ахмадулиной

    12.07.2023
  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    18.05.2022
  • Житейские неурядицы иногда помогают писать, а иногда мешают

    15.04.2022
  • Реальность и будущее

    12.02.2022
  • «Огненные» граффити

    13.10.2021
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Свобода от затеянной печали

    170 голосов
  • Жгучее солнце шафрана

    153 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS