Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2019 г.
  4. № 40 (6707) (02.10.2019)
Литература Библиосфера Рецензия

Урангейт

02 октября 2019

Ольга Погодина-Кузмина. Уран. – М.: Флю­ид ФриФлай, 2019. – 384 с. – 1000 экз. – (Книжная полка Вадима Левенталя).


«Миф об Уране – это история небла­годарных детей» – фраза многое объяс­няет в новом романе Ольги Погодиной-Кузминой «Уран».

Сама автор говорит, что в книге много документального. Тут и реальная совет­ская история: год смерти Сталина, Эсто­ния, урановый комбинат, уголовники, «лесные братья», шпионские гнёзда, поднятый из архивов «план Даллеса», диверсии. И всё это завязано на интри­ге захватывающих поисков «момента истины», практически как в одноимён­ном романе Владимира Богомолова.

Погодина-Кузмина признаётся, что её интересует «формирование послево­енной идеологии и быта советской стра­ны», свой труд она сравнивает с рабо­той археолога, который очищает «образ того времени от сегодняшних стереоти­пов и клише». Что ей вполне удалось. По крайней мере, роман получился вовсе не одномерным и не идеологизированным. Что является общей проблемой совре­менных литераторов, которые, не в силах справиться с материалом и осмыслить его, начинают проповедовать, изрекать давно известные истины и насаждать свою точку зрения. «Уран» – не агитка, не лубок в совстиле, в нём в полной мере представлены артефакты того времени, его настоящие и противоречивые голоса.

Времена-то уж больно знаковые, прак­тически мифологические, по крайней мере, мифологем вокруг них накручено более чем предостаточно. При этом 1953 год вполне рифмуется с другим важным событием пятисотлетней давности для русской цивилизации – с годом паде­ния Константинополя. С того момента Древняя Русь постепенно начала перени­мать эстафету имперского пути, а через пятьсот лет начала свёртывать. Хотя тут вопрос, тот самый «момент истины», над которым мы все бьёмся.

Падение советской страны в какой-то мере началось именно со смерти вождя всех народов, дальше пошли усоби­цы «наследников». Многое что пошло, вплоть до танковых залпов, которые про­гремели в Москве через сорок лет, отме­чая своеобразные сороковины и окон­чательно перечёркивая советский путь. Ведь недаром даже перестройка неви­димой пуповиной была связана с той эпохой, пусть через проклятия, пусть через концентрацию всего плохого, но она была не новым разломом, а лишь продолжением того гигантского текто­нического сдвига, который произошёл в пятидесятые.

Надо вспомнить, что отечественный мыслитель Александр Зиновьев как раз и говорил, что крах СССР подготовлен задолго до перестройки. По его словам, «в послесталинский период начался кризис менталитетной сферы совет­ского общества. Именно он стал осно­вой кризисов в других сферах. Нача­ло кризиса вызвала десталинизация». Другой аспект – полвека холодной вой­ны, «в которой главным оружием было идеологическое и шло мощное воздей­ствие на менталитетную сферу СССР. Запад здесь действовал в высшей степе­ни эффективно». Эти направления воз­действия рассматривает в своём романе и Ольга Погодина-Кузмина.

Сталин и был тем самым советским Ураном – отцом титанов, которые после его кончины стали рвать память о нём, посредством бронебойных орудий десталинизаций, на части, производя разломы и выводя на свет многочис­ленных эриний.

Включился какой-то механизм необ­ратимости, фатум, и разломные процес­сы стали происходить будто сами собой. Трещины стали умножаться. В романе они символически суммируются в линию диверсии на комбинате. Началось раз­рушение сталинского мифа, но новую повестку, новую архитектуру советского мира никто не смог предложить, вместо этого сконцентрировались на спекуля­циях и разрушениях. Нового поколения человеческих богов не получилось.

Тот «разлом эпохи проходил через единый становой хребет огромного народного тела», из него зарождалась новая жизнь. На том «сломе, на жёсткой соломе эпохи» был зачат ребёнок, для которого были потенциально припасе­ны различные стандартные варианты классической советской мечты: прослав­ленного хоккеиста, изобретателя, летчи­ка-испытателя. Но в реальности всё ока­залось заурядным: научный сотрудник в НИИ, ночной слушатель «Радио Свобо­да», которому перестройка открыла гла­за до такой степени, что стал стыдиться своего отца.

Дети оказались неблагодарны. При­том что от них – «чумазых, вихра­стых» – ожидали «поворот мира от страдания к радости». Но чуда не про­изошло, мир кардинально не изменил­ся, как, впрочем, и человек, хотя актив­но «социализм выметал остатки «про­шлых» людей». Наследники не смогли адаптировать к жизни этот суровый, созданный нечеловеческими усилиями и напряжением миф.

«Уран» – это попытка представить разные грани того мифологического вре­мени. Некоторые из них спасают, другие убивают. Спасённые будут благодарить, другие – проклинать. В той же прибал­тийской версии этого мифа чего только не намешано. Тут и борьба с «оккупанта­ми», и мстительное сидение в землянках, и диверсии, и надежды на спасительную длань заграницы. Но есть в нём и «запах дыма от костров со стороны нацистского лагеря Клоога», который всеми силами старались забыть…

Вот и советский «миф» также не был одноцветным. С одной стороны, «простой и ясный мир труда, справедливости, все­общего счастья». Но параллельно с этим существовал и другой мир-антипод: «… призрачный, страшный. Там человек мог исчезнуть бесследно, переместить­ся в темноту мгновенного забвения…» Такова была советская антиномия добра и зла, света и тьмы, которые непрестанно боролись друг с другом. Кто-то любил, верил, несмотря ни на что, собирался ценой жизни послужить ради «будуще­го благополучия рода», кто-то вознена­видел раз и навсегда и готовился мстить.

Может быть, эти различные миры как раз и составляли наших древних титанов, державших «на плечах равно­весие мира», из них они и возникали и закалялись сталью?.. В контексте этой мифопоэтики и сам СССР мог воспри­ниматься как «гигантский комбинат по очистке и переработке вещества челове­ческого». Здесь «в мощном сепараторе Истории дробятся поколения, измель­чаются социальные классы, высеивает­ся негодный шлак», а в итоге «добыва­ется экстракт с полезным количеством сверхценного металла – новая порода людей». Так размышлял директор ура­нового комбината Гаков.

«Уран» – не столько захватывающий опыт погружения в историю, её рекон­струкция и изучение ментальностей, сколько попытка разобраться во многих современных узловых противоречиях. Ведь от этого осмысления зависит, будет ли подведена финальная черта под чере­дой актов исторической трагедии, несу­щей расколы и разломы.

Тэги: Книга Отзыв Ольга ПогодинаКузмина Уран
Обсудить в группе Telegram

Андрей Рудалёв

Андрей Геннадьевич Рудалёв родился в Северодвин... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS