Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 октября 2020 г.
  4. № 40 (6755) (07.10.2020)
Литература

Хранители городской души

07 октября 2020

Вряд ли кто ожидал, что давно напрашивающееся в переполненной столице решение о снятии медленных и неповоротливых троллейбусов с маршрутов вызовет такой резонанс в обществе. Все видели, как москвичи чуть не со слезами расставались со своими старыми и верными друзьями – троллейбусами. Шумел интернет. Волновались жители. Многие даже вышли на улицы – то ли в знак протеста, то ли просто проводить в последний путь свои любимые машины.

Стало ясно, что троллейбус в Москве (да не только в ней, в Калуге, например, тоже, наверняка и в других российских городах) – больше чем просто городской транспорт. Больше чем колёса, двери, окна, сиденья. Больше чем просто «ехать». Троллейбус, как выяснилось, у нас ещё и часть городской среды. Почти что неотъемлемая. Вполне намоленная. Вошедшая если не в молитвы, то в лирику жилых пространств – в стихах, балладах, песнях, фильмах – уж наверняка.

В троллейбусы действительно очень легко влюбиться. Нет транспорта прекраснее! Хотя слово «транспорт» здесь явно не годится. Столь же уместно, скажем, называть бригантину плавсредством. Это не «средство», это – «цель», которая это самое «средство» оправдывает. Наделяет устойчивостью и чувством локтя, размыкает объёмы и приближает даль. Город из нового троллейбуса видится немножко бархатным, сам же он с городских улиц смотрится настоящим кораблём. Как правило, корабли приносят в гавань свежий воздух...

Когда-то Булат Окуджава вдохновенно пропел:

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
в случайный...

Дай Бог, чтобы с уходом троллейбусов из нашей жизни не ушла и та толика человечности, которой мы неожиданно стали обязаны этим верным и добрым хранителям городской души, творцам уличного пейзажа.


Мария Ватутина

Дорога к Храму

Горит, горит на солнце дальний купол,
Отягощая правый фланг Кремля.
Троллейбусы, дрожа стеклянным крупом,
Бегут рысцой, на тротуар пыля.

Сцепляясь цугом на плацу Таганском,
Вывозят нас на Яузский плацдарм.
Мы едем к Храму в чучеле Троянском
И жадным взглядом пожираем Храм.

Областной город

Нет, всё же хорошо перенестись
В уездный город, отстающий в ходе
Истории, сумевшей обойтись
Без города уездного и вроде
Осилившей потерю. Там – дома
Из прошлого, соцстроя панорама.
А чтоб приезжий не сошёл с ума,
Торговый центр построили у храма.
Он без покупок, ломкой обуян,
На узенькой гостиничной постели
Тут умер бы. Но город строит план
Его спасенья. Сумерки поспели,

Вот едет он в троллейбусе чудном,
Где тусклый свет и скрип дверей артрозный.
«Так было в детстве», – вздрагивает он,
Впиваясь взглядом в град метаморфозный,
В неспешный гул имперских площадей
С презренными в соседних измереньях
Приземистыми клонами вождей,
С интригой в приглушённых говореньях,
С фасадами в классических панно…
Он вспоминает: жизнь была когда-то
Такою вот. Он знал её давно,
Любил её. Она – его утрата.
Она – его извечная вина,
Как женщина, что вычеркнута напрочь.
Она же, чёрт, была ему верна,
Наверх тянула, оставляла на ночь.
Та жизнь! Она была ему сладка!
Поскольку воздух не горчил базаром,
Она не торговала им с лотка,
Она сама его любила – даром!

Он вспомнил боль, в ней были рай и ад.
«Больной очнулся!» – крикнул медицинский
Хор ангелов. В окно вплывал плакат:
«В ДК поёт Валерий Ободзинский».


Анна Гедымин

Письмо из Прибалтики

Здесь гуляют поджарые пегие кошки,
Похваляются клумбы красой слишком броской
И улитка неспешно несёт свои рожки,
Как троллейбус в районе «Новослободской»...

Ах, троллейбус! Ползи на привычные крyги,
Пусть тебя бережёт светофорное око.
Доползи до Маринки, до лучшей подруги,
Расскажи, как сегодня мне здесь одиноко.

Я здесь, можно сказать, будто птица без стаи...
Ну а если всерьёз, как в классической драме:
Золотых куполов по утрам не хватает
Даже чуть посильней, чем друзей вечерами.

Может быть, оттого – хоть светло и опрятно
Во дворе и на сердце и в помыслах чисто –
Для меня вдохновенье здесь невероятно,
Всё равно что молитва – для атеиста...


Дмитрий Артис

* * *

В метро, в электричке, в троллейбусе… что бы там
ни думала наблюдающая за нами старуха,
я всего лишь вечность перешёптывал,
касаясь мочки твоего уха,
и превращался в транспортное растение.
Ты гладила мою коленку, мне становилось тесно.
А кто-то другой писал за меня это стихотворение,
да и все остальные мои тексты.

* * *

Троллейбус набит овощами,
протиснулся еле,
неплохо прикинулся щавелем,
чтобы не съели,

протиснулся памятно, быстро,
повис между репой
и, кажется, тыквой ребристой,
холодной, свирепой.

В троллейбусе, чай, не на пудинге,
день подытожен:
кондуктора нет и не будет,
водителя тоже,

дорога сама под колёса
ложится упрямо,
несёмся: то криво, то косо,
то ровно, то прямо.

Неловко чего-то моркови,
таращится в окна,
тому подтверждением корни
пустившая свёкла.

Изрядно помятый томат
выражается матом,
настойчиво требует мат
предоставить томатам.

Во мне, как у местного щавеля,
снижена плотность,
и я без конца ощущаю
свою инородность.


Виктор Власкин

* * *

Памяти Московского Троллейбуса

Последний троллейбус уходит, уходит.
Последний троллейбус, а я остаюсь,
И мы на прощанье выходим, выходим,
И горло сжимают и слёзы, и грусть.


А с кем же теперь пережить мне отчаянье,
А с кем же теперь пережить нам беду?
Последний троллейбус, последний, печальный,
Мне кажется, я без тебя пропаду.

И это привычное, это кружение,
И это привычная песни печаль,
И будто из давнего шли окружения,
И вместе, и вместе в усталую даль.

И с нами была там московская полночь,
И дверь открывалась без слов «отвори»,
И нам приходили на помощь, на помощь
Твои пассажиры, матросы твои.

И памятник будет «Вернулись солдаты»,
Вернулись солдаты, вернулись домой,
И ночью, и ночью кружить по Арбату
Последний троллейбус и петь над Москвой.


Андрей Коровин

* * *

когда встречаются троллейбусы
они друг с другом говорят
вдвоём разгадывают ребусы
и над бульварами парят

они рассказывают новости
про пассажиров и вообще
и позволяют себе вольности
подобно паре овощей

они кайфуют и куражатся
выходят разом покурить
и мы вообще им только кажемся
но что об этом говорить


ФАКТ 

Троллейбус впервые появился в Москве в 1933 году – 15 ноября открылось движение по первому маршруту: от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол»). 25 августа 2020 года московские троллейбусы прекратили своё существование: их заменят электробусы. На память горожанам остался специальный музейный маршрут Т, который связывает Комсомольскую площадь и Новорязанскую улицу, где скоро откроется Музей транспорта. Курсировать по нему будут ретро-троллейбусы.

Тэги: Дмитрий Артис Андрей Коровин Мария Ватутина Анна Гедымин Алексей Мельников Виктор Власкин
Обсудить в группе Telegram

Алексей Мельников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мальчики слёзы не льют

    21.09.2022
  • «Я спинку строчке тёр…»

    22.08.2022
  • Путь самурая

    13.07.2022
  • Письмо украинскому другу

    06.07.2022
  • Вспомнят Алексея Ефимова

    04.07.2022
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Осеннему приходу сопричастен

    262 голосов
  • Под сумерками русской тишины

    184 голосов
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Эта странная жизнь

    108 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS