Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 октября 2020 г.
  4. № 40 (6755) (07.10.2020)
Телеведение

Скорее жив или скорее мёртв?

В Благовещенске завершилась «Амурская осень»

07 октября 2020

Дебютная работа Александра Цоя «Когда она приходит» получила три статуэтки журавля: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (сыгранную Петром Скворцовым). «Земле Эльзы» Юлии Колесник, где исполнила свою последнюю роль замечательная Ирина Печерникова, присуждён приз «Российской газеты». При всём различии этих картин в них можно найти параллельные и перпендикулярные места, побудившие автора к написанию этой заметки.

Герой Скворцова, мелкий служащий проектной компании Максим, находится меж двух огней: начальница пилит его за то, что мало работает, а супруга – из-за того, что он мало зарабатывает и не может обеспечить няню маленькому сыну. Но история, начавшись как реалистический сюжет о «маленьком человеке», тут же сворачивает в другое измерение. Уйдя от жены, Максим сближается с девушкой, попавшей в ДТП и обнаружившей у себя волшебную способность предсказывать будущее и осуществлять его желания. Затюканный клерк начинает быстро подниматься по служебной лестнице, но за это приходится платить всё более крупными неприятностями, и добрая фея в его глазах всё больше походит на злую ведьму. Соответственно этому действие иногда погружается в ирреальную звукозрительную атмосферу, свойственную хоррорам и фильмам, где явь неотличима от сна. Режиссёрская выучка заметна, и к технической стороне зрелища претензий нет, однако и положенного саспенса, поскольку ждать нечего: ни «чужих», ни прочих демонических тварей, ни разгадки волшебного дара на экране не предвидится. И, главное, не возникает ни сочувствия, ни интереса к герою, который за полтора часа не сказал ничего умного или остроумного и ничего сам не совершил, если не считать помощи пострадавшей. Скворцов выразительно играет заданного сценарием истеричного и угрюмого типа, но выйти из предписанного сценарием не под силу никакому актёру, будь он хоть гением перевоплощений. Неясно даже, куда выходить – от реализма ушли, к мистике не пришли. Кто эта «она», которая «пока приходит», – идея фирменного проекта, сказочная помощница-вредительница или сама смерть? Досмотрев до рифмующегося с началом финала, можно подумать, что всё показанное ранее происходит в предсмертном бреду героя. И на ум приходит ещё одна «она» – известная поговорка: «Помер Максим, да и хрен с ним». Относится она, как пишут одни недостоверные источники, к первому римскому «солдатскому императору» Максимину Фракийцу или, как указывают другие, столь же ненадёжные, к первому русскому пролетарскому писателю Максиму Горькому. И невольно думается, что, если бы волею авторов фильма клерк поднялся до этого уровня, могло бы выйти кино поувлекательнее.

В той же мере, в какой неожиданны повороты фильма Цоя, очевидны все пути в «Земле Эльзы». Очаровательная сельчанка Эльза, лет 75, родом из обрусевших «екатерининских» немцев, не износив туфель, в которых шла за гробом мужа, примеряет новые и знакомится с не менее обаятельным старым вдовцом Леонидом (Вениамин Смехов), соглашается выйти за него замуж. Просто видеть столь чудесных актеров, конечно, чистое удовольствие, но это не снимает вопросов к происходящему на экране. Происходи оно в действительности, герои, скорее всего, счастливо прожили бы остаток жизни и даже умерли в один день, но кино, как известно, требует драматизма, то бишь препятствий на пути к своевременному или безвременному концу. В пьесе Ярославы Пулинович, лежащей в основе картины, оными, иначе не скажешь, назначены взрослые дети: дочь Эльзы считает новый брак матери изменой любимому отцу (который, как сообщается по ходу действия, выгонял жену в исподнем на мороз и нещадно избивал, причём не только из ревности, но также из патриотических чувств по отношению к «фашистам»), а невестка Леонида опасается, что новая жена свёкра, случись с ним что, завладеет частью его городской квартиры. Да и сельские вдовицы не в восторге от того, что завидный жених достаётся немке, и всей в буквальном смысле капеллой о(б)суждают её поведение. Конфликт разгорается до температуры, при которой жениху становится дурно, но завершать фильм тем же, с чего он начался, авторам было не с руки. В результате концовка выстроена так, чтобы зритель мог с равным основанием решить, что тот скорее жив, чем мёртв, и наоборот.


КСТАТИ 

Интересно, что по поводу двойственного финала разыгрались нешуточные страсти сорок лет назад при обсуждении худсоветом «Мосфильма» картины Глеба Панфилова «Тема», в которой герой теряет сознание в телефонной будке: одна часть худсоветчиков утверждала, что он умер, другая – что остался жив. Доведённый до точки директор студии Сизов заявил, что если в последнем у кого-то есть сомнения, финальную сцену придётся переснять. «Нет, Николай Трофимович, – раздался весомый голос Сергея Бондарчука (столетие со дня рождения которого миновало 25 сентября), – в таком случае придётся эту сцену пересмотреть». После чего наступила немая сцена из комедии Гоголя «Ревизор».

Тэги: Виктор Матизен Кинофестиваль Вениамин Смехов Петр Скворцов
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небанальность зла

    07.02.2025
  • Выборгская арифметика

    21.08.2024
  • Снова вместе и снова в Ялте

    17.06.2024
  • «Волоколамский рубеж» – «Донбасскому рубежу»

    27.12.2023
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • На крыльях золотого дракона

    1192 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS