Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2017 г.
  4. № 41 (6617) (18.10.2017)
Литература

Создатель русской Атлантиды

18 октября 2017
Василий Белов, 1977 г.

Вопреки мнению критиков


Народный артист России Николай Бурляев рассказывает о работе над фильмом по роману Василия Белова «Всё впереди».


Моя первая встреча с Василием Ивановичем Беловым состоялась в 1986 году, когда я закончил съёмки «Лермонтова», а он опубликовал в «Нашем современнике» роман «Всё впереди». Либеральная пресса распинала параллельно и фильм, и роман. Это послужило нашему сближению. Василий Иванович посетил премьерный показ «Лермонтова» в Вологде и высказал мне много тёплых слов.

Вскоре мы встретились в Москве в доме оператора А. Заболоцкого с Василием Беловым и Виктором Астафьевым и вчетвером двинулись в Великий Новгород на Славянский форум искусств. Спускаясь по лестнице в доме Заболоцкого, я оглянулся на ковыляющих классиков и заметил:

– Сила едет в Новгород…

– Несметная, – подхватил Виктор Петрович Астафьев.

– Врагу не устоять, – засмеялся Василий Иванович.

В купе ехали вчетвером, а в соседних – В. Распутин, Ю. Бондарев, С. Бондарчук, лучшие писатели, певцы и артисты России.

В поезде узнал, что киностудия «Беларусьфильм» купила право постановки «Всё впереди», а ставить никто не решается. Я изъявил желание взяться за работу. Василий Иванович и худрук объединения Виктор Туров одобрили мою кандидатуру.

Работая над сценарным вариантом, пришлось многое переосмыслить в романе для экранного воплощения. В результате сценарий получился по мотивам первоосновы Василия Белова. Зная, как некоторые авторы болезненно относятся к прикосновению чужих рук к их детищу, я с трепетом ожидал гнева Василия Ивановича. Но к великому удивлению, получил его одобрение. Это был первый великодушный поступок писателя Василия Белова. Второй, столь же великодушный, произошёл в конце работы над фильмом.

В моей практике не было более сложной картины. Сложной в смысле «человеческого фактора». Казалось бы, всё должно спориться, ведь в группе собрались единомышленники, любящие автора и его роман, понимающие меру ответственности за результат, желающие создать достойное произведение. Но, быть может, именно поэтому в группе создалась напряжённая обстановка. Кое-кто из группы стремился к отстранению меня от постановки фильма. Конфликт мог разрешить только сам Василий Иванович. Его пригласили в Минск, снабдив негативной информацией в адрес режиссёра, заваливающего проект. После просмотра все поднялись в кабинет В. Турова и начали по кругу высказываться. Звучало, что роман и сценарий были хорошими, а киноматериал – нет. Круг должен был замкнуться на авторе.

– А фильм-то получается, – произнёс Василий Иванович.

Потом фильм «Всё впереди» был утаён в нашем кинопрокате, будто его и не было. Возможно, потому, что не могли простить русофобы дерзости жителя вологодской глубинки, посмевшего написать о духовных недугах главного мегаполиса страны, искушаемого страстями, разъедаемого безверием, одолеваемого силами тьмы. Некоторых бесило и то, что Василий Белов вывел вполне обаятельный, но не вполне положительный образ Миши Бриша. Шептали: «О евреях надо или хорошо или никак…» Почему такая несправедливость? Ведь в любом народе есть положительные и отрицательные типы. Помню, как смеялся Василий Иванович, когда исполнитель роли Миши Бриша, замечательный русский актёр Аристарх Ливанов, рассказывал смешной случай, произошедший с ним во время съёмок фильма.

– Иду по «Мосфильму», – рассказывал артист, – а навстречу мой друг, Валя Гафт. Поздоровались, Валя спрашивает: Арик, это правда, что сейчас играешь роль еврея? А я ему отвечаю: ну ты же играешь русских дворян!..

Оба артиста, обладающие чувством юмора, весело рассмеялись.

Сегодня, вспоминая дорогого для меня человека Василия Ивановича Белова, я вижу его в двух образах: первый – эдакий старичок-лесовичок, вологодский домовой, с детской картавостью и лукавинкой в очах; второй – выдающийся русский литератор, писатель с огромной светлой душой, преданный патриот Отчизны, вбирающий в себя всю свою любимую Родину. Русская литература богата великими писателями. О многих можно говорить, кто и что у кого заимствовал, кто из кого произрастал. Только Василию Белову нет аналогов. Белов – это Белов. Ни на кого не похожий, неповторимый.

Все мы помним, как либеральная, эстетствующая литературная критика презрительно называла Белова, Астафьева, Распутина, Шукшина – «деревенщиками». И где эти «критики» теперь? Превратились в прах, развеялись русскими ветрами. А по драгоценной прозе наших великих «деревенщиков» грядущие поколения будут познавать тайну Русского характера, Русской души, словно это загадочная Атлантида, словно Матёра, погрузившаяся в глубины мировой истории.


Тэги: Память Эпоха Василий Белов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS