«ЛГ» и легендарный театр на Малой Дмитровке давно связывает дружба. Мы неоднократно писали о премьерах коллектива под руководством Марка Захарова, который не раз печатался на наших страницах. Первая обстоятельная рецензия – «За попытку спасибо» на ставший культовым спектакль М. Захарова, А. Вознесенского и А. Рыбникова – была написана для «ЛГ» сразу после первых показов будущим министром культуры России Михаилом Швыдким.
– Вы второй год работаете без Марка Захарова. Это как раз тот случай, когда не надо упоминать звания и титулы человека, который руководил этим театром с 1973 по 2019 год. Но эпоха Захарова закончилась. А к вашей должности директора добавились слова «с расширенными полномочиями».
– Я был и остаюсь директором театра. Был им и тогда, когда стоял во главе легендарных захаровских проектов, таких как «Поминальная молитва», «Шут Балакирев», «Варвар и еретик», «Мудрец», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Плач палача», «Вишнёвый сад», «Ва-банк», «Женитьба», «Укрощение укротителей», «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение») и других. Моё участие в рождении этих спектаклей – с самого начала. Пьесу и актёров выбирал, конечно, Марк Анатольевич. Но всегда интересовался моим мнением, что подчас заставляло спросить: ну зачем вам моё мнение, когда вы сами всё можете решить? Но он всё равно интересовался – такова была врождённая скромность, высочайшая интеллигентность Захарова, которая сегодня у многих отсутствует. Такого больше не будет. Ушли последние из могикан: Марк Анатольевич, потом не стало Галины Волчек. Остались из этой плеяды старейшин Александр Ширвиндт и Юрий Соломин. Дай Бог им здоровья.
А должность у меня нормальная. Расширенные полномочия дают новые возможности – готовим сразу семь спектаклей. Такого у нас в театре ещё не было.
– Атмосфера театра «Ленком» и театра «Ленком Марка Захарова». Насколько изменилась она?
– Атмосфера изменилась, нет Захарова – и нет той атмосферы, которую он создавал. Это был руководитель, все решения которого благодаря высочайшему авторитету выполнялись беспрекословно. Идёт привыкание быть и работать без него. К сожалению, есть внутренние игры, но на них я не обращаю внимания. Мне поручено вести этот корабль, и я с удовольствием это делаю. И хочу, чтобы был новый этап «Ленкома». Мы не можем делать такие спектакли, которые создавал Марк Анатольевич. Будем привлекать к сотрудничеству режиссёров – по возможности лучших.
Удалось пригласить 49-летнего литовского актёра и режиссёра Дайнюса Казлаускаса, который будет ставить мольеровского «Тартюфа, или Вечного обманщика». Этот спектакль утверждал ещё Марк Анатольевич. Есть договорённость с Владимиром Панковым о «Человеке из Ламанчи».
Мы уже выпустили спектакль по пьесе Людмилы Разумовской «Под одной крышей», который, без сомнения, украсит нашу афишу и на который будут стремиться попасть зрители. Режиссёр Роман Самгин занял в нём двух наших потрясающих актрис – Татьяну Кравченко и Олесю Железняк. Таких работ в нашем театре у них не было. Они не были обделены ролями, но такого, поверьте, масштаба и уровня не было. Это спектакль о трёх поколениях женщин, живущих в одной квартире, и их попытках обрести своё счастье. Вечная проблема отцов и детей – только в женском варианте. Самгин дал возможность актрисам раскрыть себя ещё больше, тонко проработал роли. Когда актёры, а особенно актрисы хвалят режиссёра – а это именно так, скажу, – бывает редко. Рад успеху Романа Савельевича, сценографа Виктора Шилькрота, художника по костюмам Ирины Белоусовой и хореографа Олега Глушкова.
Олеся Железняк (слева) и Татьяна Кравченко после спектакля
в постановке Романа Самгина «Под одной крышей» в театре «Ленком»
ЕВГЕНИЙ БИЯТОВ / РИА НОВОСТИ
Театр начинается не с вешалки, а с режиссёра. С вешалки он начинался, когда в Москве было два-три театра. Алексеев-Станиславский открыл МХОТ, в нём можно было ботиночки положить в тряпичную сумочку – это ведь целая процедура. Сегодня люди с работы бегут, ещё и перекусить не успели, но спешат в театр за духовной пищей.
– Марк Борисович, прошу – успокойте поклонников таланта Инны Михайловны Чуриковой! От заголовков в интернете и поста в «Фейсбуке» Садальского становится не по себе. Неужели действительно последняя народная артистка СССР в вашей труппе лишена возможности выходить на сцену?
– У нас всего два спектакля, в которых играет Инна Чурикова, которую мы на самом деле действительно бережём. Господину Садальскому, а он ни разу не был в нашем театре, не стоит беспокоиться. Никто её ролей не лишал. Пандемия в разгаре, и беречь наших любимых артистов просто необходимо. Что мы и делаем. А вот ещё одна наша драгоценность – Александр Збруев – уникально играет в спектакле «Ва-банк» и в эти непростые дни. В указе мэра Москвы чётко написано: есть необходимость – можно задействовать и тех, кому за 65. Мы Александра Викторовича привозим-увозим на машине, ни с кем он не сталкивается, играет в спектакле, который любят зрители и который приносит доходы театру.
– Говорят, «Поминальная молитва» вновь будет на афише «Ленкома»?
– Название старое, а спектакль будет новым. Как можно повторить шедевр без Марка Захарова? Без замечательных Евгения Леонова, Александра Абдулова, Татьяны Пельтцер, Всеволода Ларионова? Вернуть «Поминальную молитву» на сцену – моя давняя мечта. В наши дни спектакль о доброте и человечности особенно необходим. Когда я объявил об этом на творческом совете директора театра, образованном мной для того, чтобы иметь возможность посоветоваться по сугубо творческим вопросам, ко мне обратился народный артист России Александр Лазарев. И сказал, что просто мечтает поставить этот спектакль по пьесе Григория Горина. Очень надеюсь, что у Саши получится. Играть будут Сергей Степанченко и Андрей Леонов.
– Список будущих премьер не исчерпан?
– Потрясающий режиссёр и педагог Леонид Трушкин будет у нас ставить «Дядю Ваню». У него интересные мысли на этот счёт, придумано решение спектакля. Уже подтверждено: заглавную роль в чеховской пьесе будет играть Фёдор Добронравов. Режиссёр видит в этой роли только его, и я с ним согласился, тоже считаю Добронравова большим актёром.
– Много разговоров в театральной среде о вводах в знаменитые ленкомовские спектакли…
– То, что я делаю вводы в спектакли, – это осознанная необходимость. Вот недавно заболел Дмитрий Певцов, и мы вынуждены заменить спектакль, который любят зрители и на который покупают билеты. И теперь не вместо Певцова, а вместе с ним Фигаро будет играть и другой артист. Хотя превосходной физической форме 57-летнего Дмитрия Анатольевича многие могут позавидовать, герой пьесы Бомарше – всё же молодой человек. Александра Захарова часто уезжала в своё время, и театр отменял лучшие спектакли, которые без неё невозможно было играть: отсутствовал второй состав. В «Женитьбе» и «Ва-банке» не вместо, а вместе с ней теперь будут играть и другие актрисы. Обижаться Александре Марковне не стоит – она занята в шести главных ролях. Но повторяю: второй состав будет!
– И в любимой «Юноне и Авось»?
– Обязательно. Пришла в голову чудесная идея – ввести на роль графа Резанова Игоря Миркурбанова. Сейчас вот сыграет у Богомолова в спектакле по Достоевскому и приступит к репетициям в «Ленкоме», который он любит и везде об этом с удовольствием говорит.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Марк Борисович Варшавер родился в Москве 11 марта 1947 г. В 1969-м окончил Горьковское театральное училище. В 1972–79 гг. работал в Московском областном драматическом театре. В 1979 г. стал главным администратором театра «Ленком». В 1986 г. окончил ГИТИС по специальности «экономист-театровед». В том же году стал директором-распорядителем театра «Ленком». В 1994 году назначен директором театра. В 2019-м назначен директором с расширенными полномочиями.
Глава директорской ложи театров Москвы. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степеней, Александра Невского, Дружбы.
Заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры РФ