Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 октября 2019 г.
  4. № 42 (6709) (16.10.2019)
Телеведение Мнение

Сквозь тернии

О героях, астронавтах, кинематографе и не только

16 октября 2019

Опубликованный в прошлом номере отчёт о екатеринбургском фестивале документального кино «Россия» был оперативен и потому краток и сух. Газетный формат не позволил подробно написать обо всех фильмах, интересных людях, встречах и впечатлениях о столице Урала. Надеюсь, теперь в какой-то степени удастся восполнить этот пробел.

Дамир Юсупов

Путешествие в Екатеринбург, в котором я не был больше тридцати лет, начиналось удивительно. В Домодедове самолёт Уральских авиалиний готовился к взлёту, но места пассажиров бизнес-класса всё ещё пустовали, видимо, ждали каких-то важных опаздывающих персон. Но нет, никаких министров, олигархов и звёзд шоу-бизнеса мы не дождались, а их места скромно заняли люди в форме пилотов гражданской авиации. Лицо одного из них мне показалось знакомым. До середины полёта мучился, где я мог видеть этого невысокого, коротко подстриженного брюнета лет сорока. К концу полёта, кажется, вспомнил, обратился к проходившей мимо бортпроводнице.

– Подскажите, а там, в бизнес-классе… пилот… не?..

– Да, там – весь их экипаж, – ответила тихо она, не дав договорить мне вопрос о героическом командире корабля, посадившем в августе самолёт на поле подсолнухов.

После посадки, воспользовавшись небольшой паузой, я пробрался к Дамиру Юсупову. Вблизи он уже брюнетом не казался, настолько сильная проседь в его короткой стрижке (появилась она «до подсолнухов» или после?). Я, конечно, наговорил Дамиру хороших слов, которые он терпеливо выслушал. Потом на вопрос: «Почему вы не за штурвалом, неужели вас до сих пор не допускают?..» Герой России ответил, что они уже приступили к полётам.

– Сильно изменилась ваша жизнь?

– Изменилась, – улыбнулся он.

– Наверное, узнают, это мешает?

– Да нет, приятно!

Но тут уже подали трап, я только успел сфотографироваться и пожать руки пилотам.

 

Сергей Прокопьев

Однако это был не «последний герой», с которым я познакомился в Екатеринбурге. На открытии фестиваля выяснилось, что в «соседнем» жюри (документального кино) работает военный лётчик, космонавт-испытатель, родившийся в Свердловске, подполковник Сергей Прокопьев. Поскольку в городе в это время широко демонстрировался американский фильм об астронавтах «К звёздам», я обратился к нему с вопросами о космическом кино и начал с этого фильма. Сергей был очень сдержан в оценках (не считает себя специалистом в кинематографе, он просто заинтересованный зритель). Однако полагает, что с точки зрения правды жизни это, конечно, фантастический фильм. Даже больше, чем получившая семь Оскаров «Гравитация» Альфонса Куарона, добавлю я. Действительно, даже в далёком будущем вряд ли космонавт в скафандре, с рюкзаком-двигателем, может лететь к цели, держа перед собою что-то вроде полицейского щита, который защищает от космических атак. Смехотворны также гонки на луноходах с пиратами и обезьяна, пожирающая шведских астронавтов. И не космос главный герой фильма. Выдающиеся оскароносцы Брэд Питт и Томми Ли Джонс играют драму разочарования. Астронавты (отец и сын) посвятили жизнь далёким галактикам, жертвуя семейными ценностями. И в этом их трагедия, наблюдать за которой трудновато и скучновато. Так же как в другой ленте, где главную роль сыграл Райан Гослинг – «Человек на Луне». Тут тоже главное не громадное событие в исследовании космоса – высадка на Луну, а любовь Нила Армстронга к дочери.

Конечно, я задал вопрос космонавту о том, были или нет американцы на Луне, так как очень распространены слухи о голливудской мистификации. Сергей Прокопьев сослался на мнение Алексея Леонова, дружившего с Армстронгом. Оно таково: верно и то и другое. Американцы и на Луне были, и снимали «прилунение» в Голливуде. Для пиара и пущей живописности.

Говоря о наших недавних космических лентах, космонавт отметил, что наиболее близко к реальности «Время первых», а в очень успешном «Салюте 7» было слишком много такого, что невозможно никак (типа курения на станции). Впрочем, ведь это же не документальное кино…

 

Алексей Федорченко

Одним из первых в нулевые годы к космической теме обратился как раз герой фестиваля, обладатель главного приза за «Кино в эпоху перемен», екатеринбуржец Алексей Федорченко в документально-игровой фантасмагории «Первые на Луне». Она победила в номинации «Документальный фильм» на фестивале в Венеции. Но стал известен он не только этой лентой и тоже обласканными венецианцами «Овсянками», которые, как говорится, на любителя, главный успех в России (редкое единодушие «Ники», «Золотого орла» и «Кинотавра») имел его игровой фильм «Война Анны», о котором мы не писали, потому что в прокат она не вышла и только недавно появилась в Сети.

Алексей, как он сам сказал, получая награду фестиваля, считает себя в первую очередь документалистом. Действительно, в его игровых лентах мало перевоплощений, «художественности», актёрской игры, есть другие игры. В «Войне Анны» документально воссоздана история девятилетней девочки на Украине, которая в 41-м вместе с матерью и, видимо, другими жителями местечка была раздета и расстреляна. Полицаи поленились полностью засыпать ров с трупами землёй, и оттуда выжившая девочка выбралась. Анну играет, неподходящее слово, проходит её путь юная актриса Марта Козлова. Девочка прибивается к каким-то украинским старикам, которые её накормили, приодели… да и повели в комендатуру, которая расположилась в бывшей школе, может быть, в той, в которой девочка училась. Где Анна вырвалась, убежала и спряталась, так что её не нашли.

Далее она выживает.

Днём, когда в комендатуре хозяйничают немцы и полицаи, она прячется и спит, ночью выходит на охоту, ищет воду и пропитание. Пьёт из грязного блюдца, на котором стоит горшок с растениями, ловит голубей, пробует есть крысу, попавшую в мышеловку. Она почти превратилась в зверька, подружилась с кошкой, которая ей приносит мышей…

Когда всё это делает современный ребёнок – мы же понимаем, что это понарошку, но всё равно оторопь берёт – страшно смотреть, ведь в подобной ситуации и ещё более худшей были реальные дети войны. Только Анне некуда бежать. Впрочем, тысячам блокадных детей в Ленинграде тоже бежать было некуда.

Страшная лента. Она вне категорий, вне конкурса. Её по-хорошему надо бы показывать в школах, как учебное пособие по антифашизму.

19-Война Анны.jpg

Ещё об итогах фестиваля. Я упустил, что приз зрительских симпатий среди телефильмов завоевал «Илья Кормильцев. В поисках цельного человека» Анны Голиковой, и ещё зрители отмечали «Театр Валентины Токарской. История одной удивительной судьбы» Ивана Твердовского и «Затихшие голоса» Анастасии Кожев­никовой.

Что касается других впечатлений от пребывания в столице Урала. Это – город-сад, здесь вместо лип и тополей вдоль улиц яблони и рябины. И спасибо за прекрасную погоду и фестивальную атмосферу.

 

Тэги: Телевидение Кино Кондрашов Александр Отзыв Райан Гослинг Алексей Федорченко
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS