Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2020 г.
  4. № 42 (6757) (21.10.2020)
Литература Библиосфера

Светлые дали Сергея Фомичёва

21 октября 2020
Сергей Фомичёв. Живопись -М.: Издательство «У Никитских ворот», 2020.

Предуведомлять читателя – или всё-таки зрителя? – относительно того, что его ожидает на страницах авторского художественного альбома, – занятие заведомо неблагодарное. Независимо от того, какую тактику изберёт составитель предисловия. Будет ли он скрупулёзно точен в своих попытках проанализировать творчество художника, введя его в строгие искусствоведческие рамки, или возвышенно поэтичен в стремлении поделиться нахлынувшими на него чувствами и ассоциациями – открывший альбом будет ориентироваться исключительно на собственные впечатления.

Сергей Фомичёв рисует, потому что не в состоянии не рисовать. И стихи сочиняет, потому что не может не зарифмовать владеющие им чувства. Восхищение красотой мироздания для него не ситуативная реакция, а способ существования. Потому и картины, и стихи служат для него своего рода путевым дневником, отражающим не столько какие-то «специально организованные» путешествия, сколько странствие по дороге жизни как единый процесс. И самое завораживающее в его творчестве – идёт ли речь о живописи или о поэзии – спонтанная искренность непосредственного переживания, зафиксированного в красках или слове.

Вероятно, самое сложное в составлении альбома – выбор его альфы и омеги: картины, открывающей его и завершающей. Сергей Фомичёв – открывает свою «ретроспективу» одной из недавних работ – «У заросшего пруда» (2020 г.). Предчувствие осени, растворённое в ещё жарком лете, как метафора неумолимого хода времени, компенсируемого обретаемой человеком мудростью. А финальным аккордом становится «Вид на реку Белая. Уфа» (2010 г.), написанный десятилетием ранее. И если искать лейтмотив для этого альбома, то, возможно, самым точным будет бессмертное пушкинское:

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас…

Пейзаж – всепоглощающая страсть Фомичёва. Французы говорят: «По-настоящему прекрасный сад располагает к общению, оставляя при этом место тайне, мечте и… молчанию». То же самое можно сказать и о пейзаже. Поэтическая «запущенность» и «заброшенность» ландшафтов, запечатлённых на картинах художника, обусловлена не настройкой «фильтра» восприятия автора, а пониманием глубинной сути русского пейзажа, умением вчувствоваться в его хрупкую, почти эфемерную атмосферу. В них – задумчивых, тихих, неброских – и на первый, и на все последующие взгляды нет ничего особенного, но их звенящее эхо надолго остаётся в душе зрителя. И как бы ни манили автора дальние страны, родные просторы в его творчестве никакой экзотике не потеснить.

Для большинства из нас исконно русский пейзаж – это храм на холме, вписанный в необозримую даль перспективы. Таким он возникает и на картинах Сергея Фомичёва, будь то хранящий тайны нашей истории «Храм в Алатыре» (2018 г.), заложенный по велению Ивана Грозного во время похода на Казань, или скромная безымянная часовенка, затерявшаяся в бездонных просторах средней полосы.

Каждую картину в альбоме сопровождает несколько строчек, некий авторский комментарий в стихах и в прозе. У читателя-зрителя есть возможность сыграть с самим собой в ассоциации: закрыв любую из половин альбомного разворота, попытаться по тексту угадать, что будет на картине, или, наоборот, по репродукции распознать, где может находиться изображаемое. Впрочем, среди работ Фомичёва есть и места, в реальности не существующие, и нередко выдуманные сюжеты: к примеру, «Старая крепость» (2007 г.) – напряжённее и драматичнее написанных с натуры.

Каждого художника на пути к мастерству ожидает встреча с архипелагом классиков, где каждый «остров» – особый мир, к которому так хочется найти свой ключик. Рано или поздно на смену ученическим копиям приходят работы, в которых художник пробует услышать отзвуки наследия великих предшественников в скромных реалиях своей жизни. Создаётся впечатление, что художник ведёт внутренний диалог с работами любимых мастеров. В окутанной солнцем «Лесной тропинке» (2009 г.) угадывается Шишкин, в «Морском закате» (2015 г.) – Айвазовский, в сияющем «Поле подсолнухов» (2013 г.) – Ван Гог, в таинственных «Кувшинках» (2011 г.) – Клод Моне, в «Монастыре Хор Вирап» (2010 г.) – Рерих. Сергею Фомичёву удаётся эта игра со смещением времён.

В душе художника романтик спорит с реалистом. «Поле в цветах» (2008 г.) пришло из его рязанского детства, а «Зимней сказке» (2014 г.) он, давно уже взрослый, продолжает радоваться как ребёнок. Но нет-нет да и возникнет на полотне нечто, казалось бы, совсем прозаическое – вроде лужи в Богом забытом просёлке. Ну кому придёт в голову запечатлеть такое?! Фомичёву – приходит!

Его излюбленные сюжеты: тропинка, бегущая неизвестно откуда неведомо куда, и покачивающаяся на речных волнах лодка – жизнь человеческая как путь к далёкой цели. Художникпутешественник, художник-философ. Он не открывает зрителю сокровенных истин, но помогает искать их. Куда приведёт тебя выбранная тропинка? К какому берегу пристанет ладья? Найти ответ ты можешь только сам…

Тэги: Виктория Пешкова Сергей Фомичв
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хрестоматийная уГроза

    05.10.2022
  • Да здравствуют музы, да здравствует разум

    20.07.2022
  • Давно «Асю» не слушали

    08.06.2022
  • С обратной стороны холста

    18.05.2022
  • Александр Лапин: «Роман пишу, как клинок выковываю»

    27.04.2022
  • А судьи кто?

    96 голосов
  • Хрестоматийная уГроза

    33 голосов
  • Театр существует только от сердца к сердцу

    21 голосов
  • Стрекоза на палубе

    20 голосов
  • «Поминальная молитва». Четверть века спустя

    16 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS