Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2020 г.
  4. № 42 (6757) (21.10.2020)
Литература

Знавший себе цену

Иван Бунин отличался обострённым чувством собственного достоинства

21 октября 2020
В.И. Россинский. Иван Бунин. 1915 г.

Пожалуй, ни один из отечественных классиков не вызывает в наше время таких ожесточённых споров, как Иван Бунин. Есть ещё и Александр Солженицын, конечно, но против того всё-таки долгое время велась целенаправленная пропаганда, которая в итоге и принесла вполне предсказуемые плоды. С Буниным же ситуация такова, что он, ушедший в мир иной чуть ли не 70 лет назад, настолько будоражит умы наших современников, будто до сих пор жив и регулярно что-то пишет в социальных сетях. Его то и дело цитируют, часто перевирают, а порой и специально приписывают ему разную чушь.

При этом Бунин не собирался выступать «хоть с чёртом, но против большевиков» – в отличие от Мережковского и Гиппиус, например. Однако ругают его в разы больше, чем упомянутую писательскую чету. Да, советскую власть он не принял с самого начала, неоднократно писал об этом в своей публицистике, подчёркивал в устных выступлениях, но уж точно не старался специально ей навредить и не слал Гитлеру телеграмм с пожеланием скорейшей победы на Восточном фронте.

Бунин заставляет думать, провоцирует, раздражает. Причём эту раздражающуюся от него массу можно условно разделить на две части: одной не нравится его антисоветизм, второй – нападки на собратьев по перу. Но если упрёки в политических убеждениях ещё можно как-то понять, то выяснения отношений между писателями – вещь достаточно обыденная. Бунин тут не лучше и не хуже других. Вспомним, сколько несправедливого и обидного о Маяковском, Гумилёве (уже покойном), Гиппиус, Ахматовой и проч. говорил, к примеру, Есенин? А сколько грязи на друзей-писателей вылил Маяковский? Просто большинство из них только говорили, а вот Бунин свои претензии записал.

Он хорошо знал тех, на кого нападал. Конечно, не совсем был справедлив, не всегда умел унять отточенное перо. И тем не менее… «Но вот наконец весь русский народ, точно в угоду косоглазому Ленину, объявлен азиатом «с раскосыми и жадными очами». Как хлёстко, как здорово! Читать бунинскую критику «Двенадцати» или «Скифов» можно как хорошую прозу. Не обязательно соглашаться с ним, но это всё-таки, перефразируя Пушкина, спор классиков между собой, и чего влезать в него посторонним – не совсем понятно. От Бунина осталась великая литература и серьёзные дрязги, а от его нынешних хулителей и критиков не останется ни того ни другого.

Конечно, он был крупной фигурой, но и нападал отнюдь не на середнячков. И сколь смехотворными предстают на этом фоне «разборки» современных литераторов, когда они всячески обзывают друг друга в «Фейсбуке» или «ВКонтакте». Он существовал в другой плоскости, в другом мире – в мире настоящей литературы, классики, частью которой стал уже при жизни. Давно говорю, что он своего рода лакмус. О человеке можно многое узнать, проследив его отношение к Бунину. Никто не требует повальной любви к писателю, но слепая злоба к нему обычно выдаёт завистников, не очень талантливых литераторов, а то и набитых дураков.

Тот же Пушкин писал в одном из писем Вяземскому: «Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. – Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы, – иначе...» Заменим тут Байрона на Бунина и получим ровно ту же самую ситуацию.

Бунин не просто не умел, но и не хотел «крутиться». Известно, что Мережковский, рассматриваемый шведской академией как один из претендентов на Нобеля наряду с Буниным, предлагал тому поделить деньги пополам – вне зависимости от того, кто из них будет награждён. Нужно ли говорить, что Бунина подобное предложение не заинтересовало? В наше время просто пропал бы человек. Это у нас считается в порядке вещей с кем-то договариваться, «отстёгивать» членам жюри и видным критикам, брать на себя какие-то обязательства в ответ на награждение, писать положительные рецензии на беспомощные «топовые» книги и проч. Думаю, что и нынешнюю Бунинскую премию, которая, как известно, тяготеет к кандидатам-пенсионерам, имеющим незапятнанное партийно-комсомольское прошлое, он не смог бы получить.

Это был человек с обострённым чувством собственного достоинства. Знавший себе цену. Вглядитесь в его портреты. Аристократ. Красавец. В какой-то мере и франт. Сколько благородства во взгляде, сколько уверенности в себе. Он мог бы вообще ничего не писать. Уже один этот образ навсегда западает в память. Барин из обедневшего, но древнего рода. Пусть надменен, пусть заносчив, но – интеллектуал. Он весь был как частица старой России. Лучшая её частица. Тосковал по старине, но вполне себе вписался и в новую жизнь. То, что он многого в ней не принимал, говорит лишь о том, что у человека была своя позиция. Ну не колебался он с линией партии, не давал втянуть себя в политику и не собирался кому-то прислуживать.

И ещё весьма интересный момент. Почему Бунина не любят некоторые писатели? Потому что он и сейчас является для многих из них укором. И не только в связи с премиальным процессом; ладно бы одни медальки… Помню, лет 10 назад в Москве состоялся вечер одной таджикской поэтессы, которая, по словам очевидцев, подстрекала к русским погромам во время гражданской войны в Таджикистане. Поэтесса эта давно оставила солнечную родину и сытно проживает в Москве. Почтить сию замечательную женщину пришли российские литераторы разных калибров и возрастов, гульнули на славу.

А теперь представьте в такой позорной роли русского дворянина и писателя Ивана Бунина. Пошёл бы он на этот вечер, стал бы приплясывать вокруг азиатской людоедки, рассыпа´лся бы в комплиментах? Скорее всего, послал бы пригласителей куда подальше (а Иван Алексеевич при случае мог припечатать крепким словцом). Да его бы туда и не пригласили. Потому что он не продавался. И статуса своего никогда не ронял. Помните Бунина. Учитесь у него.


Тэги: Эпоха Иван Бунин Игорь Панин Александр Солженицын
Обсудить в группе Telegram

Игорь Панин


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

    13.09.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Тест на нормального человека

    162 голосов
  • Пробившийся сквозь время

    89 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS