Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2019 г.
  4. № 43 (6710) (23.10.2019)
Литература

Быль – как сказка, сказка – как быль

23 октября 2019

Алексей Манаев. С белкой посиделки. – М.: Эдитус, 2019.

 

Название детской книжки Алексея Манаева «С белкой посиделки», выпу­щенной недавно московским издатель­ством «Эдитус», обещает некую сказоч­ность. Само слово «посиделки» почти вышло из употребления: нынешние формы досуга даже в сельской местно­сти – дискотеку и её разновидности – к посиделкам не отнесёшь. А уж поси­делки с белкой вне сказки, вне литера­турного поля невозможны в принципе.

Обещание не обманчиво. Удивитель­но, но сказочность изданию придают авторские фотографии живой натуры. Кажется, что большинство персонажей, снятых не просто в движении, а на лету, на бегу, в прыжке, вот-вот «сорвутся» со страниц книги и заспешат по своим делам, оглядываясь на читателя. Иллю­страции сами по себе возбуждают наше любопытство.

Сказочность действу придаёт и сти­хотворное повествование. Автор ушёл от традиционной описательности, объеди­нив все «мизансцены» сюжетом, создаю­щим своеобразную интригу. Фабула про­ста: к читателю на посиделки (а написана книжка для детей дошкольного возраста) приходит белочка по имени Пушинка – явный намёк на её способность играючи скакать с ветки на ветку, с дерева на дере­во. Во время неспешного общения юный друг узнаёт много нового о беличьей жиз­ни. Пушинка выступает и в роли экскур­совода, в ходе виртуальной прогулки зна­комящего собеседника со зверями и пти­цами, встречающимися на пути.

Но какой же рассказ без морали? Со времён Пушкина известно: сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молод­цам урок. Вот вам первый урок. На сне­гу, будто игрушечный, сидит снегирь, похожий на дородную красную розу. Обращая внимание на его окрас, гостья восхищается:

 

Уж такой снегирь проказник,

И морозы с ним – как праздник!

 

И это очень важная эстетическая и нравственная установка – восприни­мать встречу с природой не как повсе­дневную обыденность, а как потреб­ность души, как праздник, – пульсирует с первой до последней страницы изда­ния. Ощущение праздника не покида­ет, когда всматриваешься в фотографии скворца, «голосистого удальца», только что принявшего баньку в летнем пру­ду. Одинокого голубя, грусть которо­го напоминает состояние обиженного человека. Поющего зяблика, что «похож на яблоко». Дрозда-рябинника, радую­щегося обилию спелых рубиновых ягод. И даже обыкновенного серого воробья, который восседает на ветке с таким видом, будто даёт наказ – «верить в свой счастливый час».

А вот второй урок. Праздник – не праздность. Общение с природой – это возможность приблизить мир к себе, а себя – к миру, познавая его. Это – воз­можность «отфильтровать» внутренние нравственные установки. Напоминания Пушинки о том, что белки любят семеч­ки, орешки, а вот шоколад и другие сла­дости им вредны, что, выводя рулады, скворец пересмешничает, а трясогузка трясёт хвостом для того, чтобы таким образом тревожить мошек и благодаря этому ловить их, – из сферы познания.

Автор даёт и поведенческие уроки. У тронутых осенью кустов невесть отку­да взявшийся попугай, сопровождае­мый удивлённым воробьём. Белке вояж попугая в пору, когда до ненастных дней остаётся совсем немного, не нравится, и она даёт совет:

 

Возвращайся ты домой,

Попугайчик дорогой.

Без тепла и без уюта

Всем нам худо почему-то…

 

Утка-кряква, заботливо охраняю­щая покой утят, отдыхающих на берегу пруда. Пушинка советует не суетиться: «Пусть поспят, им сладко спится!»

Подкупает и то, что в книге нет лег­ковесного надоедливого морализатор­ства. Друзьям-читателям предлагает­ся самим оценить ситуацию и самим сделать выводы. Такие строки отдают иногда басенным началом (вспоминаем Крылова. Например, к увлечённо пою­щему соловью подходит утка и просит научить трелям утят. «Что ответил соло­вей / доброй кумушке своей?» – спра­шивает Пушинка у собеседника. Ответ остаётся за читателем.

Есть и ещё одна похвальная особен­ность книжки. Действие происходит в обыкновенном московском парке. Сюда, в парки, мы ходим с чадами, едва они появятся на свет. Очень важно, что­бы «племя молодое» с юных лет знало, что парк – не только аттракционы и лот­ки с мороженым, прохладительными напитками и сахарной ватой, ухоженны­ми аллеями и дорожками. Это в первую очередь хрупкий оазис фауны и флоры в заполненном громадами бетонного многоэтажья городе. Это наш душевный и духовный санаторий-профилакторий, радующий встречами с соловьями и ога­рями, с поползнями и дроздами-рябин­никами, с воронами и ежами, с чайка­ми и свиристелями, с соснами и елями, с березами и липами, с дубами и тополя­ми – со всем, что привносит в городскую жизнь особый колорит, «разминая» душу.

И последнее. На первый план рецен­зии вышла утилитарность, полезность книги. Но декларируемая полезность беспомощна, если беспомощна эстетика письма, литературно-художественная ткань. Несколько строк о мамаше-утке, которую называют огарём и на спине которой беззаботно примостился кро­хотный утёнок, по-моему, убеждают, что автор, давний корреспондент «Москов­ского литератора», избежал часто под­стерегающей литераторов мели:

 

Эти утки почему-то

Ярче спелого грейпфрута,

Ярче утренней зари.

И зовут их огари.

А птенец счастливый самый

На спине стоит у мамы.

Может плавать целый день –

Ведь стоять ему не лень!

Почему счастливый самый?

Потому что вместе с мамой!

 

Николай Карташов,
заслуженный работник культуры РФ

Тэги: Книга Московский литератор Алексей Манаев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS