Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2020 г.
  4. № 43 (6758) (28.10.2020)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

От броневика Ленина до «Аллегро»

Несколько фактов из истории Финляндского вокзала

28 октября 2020
На площади перед вокзалом – комплекс поющих фонтанов

Финляндский – один из пяти вокзалов современного Санкт-Петербурга. И, несомненно, самый известный. Ведь с ним связаны ключевые события отечественной, а может быть, и мировой истории.

Дорогу из Петербурга в княжество Финляндское, входившее в то время в Российскую империю, начали прокладывать в 1862 году. Строительство вокзального здания на тогдашней окраине Петербурга, на Симбирской улице, доверили Петру Купинскому, архитектору управления домами министерства путей сообщения. По его проекту было возведено каменное одноэтажное здание с двухэтажными боковыми павильонами. Торжественная церемония открытия вокзала состоялась 13 февраля 1870 года. Чуть позже, 11 сентября 1870 года, началось движение от Санкт-Петербурга до Рихимяки. Дорога заработала на полную мощь. Быстро стали развиваться дачные посёлки вдоль дороги: Шувалово, Ланская, Парголово – любимые места отдыха состоятельных петербуржцев. Кстати, на Финляндской железной дороге до 1917 года традиционно, за редким исключением, работали только финны.

Вечером 3 апреля 1917 года, вскоре после Февральской революции, толпа солдат и матросов Балтийского флота встречала на перроне Финляндского вокзала Владимира Ленина, вернувшегося из эмиграции в Россию. Именно там, на вокзальной площади, он обратился к собравшимся с броневика.

poezd-pobedy450x300.jpg
Реконструкция прибытия «Поезда Победы»/ DMITRI LOVETSKY / ИТАР-ТАСС

Финляндский вокзал был единственным действовавшим в годы блокады: здесь начиналась Дорога жизни, и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В этом году, в феврале, на вокзале отмечали годовщину первого прибытия «Поезда Победы», который, рискуя жизнью, под бомбёжками, машинисты привели в ещё осаждённый Ленинград. Реконструкторы воссоздали момент прибытия исторического паровоза – с дымом, плакатами и тёплыми встречами. Этот день нельзя забывать, с него началось спасение великого города, не сдавшегося врагу.

Вокзал был надеждой ленинградцев в то тяжёлое время… В память об этом на перроне вокзала в 1973 году установили первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки Дороги жизни. Те чёрные блокадные дни никогда не забудет ни один ленинградец, сколько бы лет ни миновало с войны… Немцы бомбили Финляндский. Ремонтные рабочие торопливо приводили его в порядок.

В послевоенный период стало ясно, что здание нуждается в масштабной реконструкции. Строители начали «расчистку территории» в 1950 году. Она затянулась на десять лет. За дело взялись архитекторы П.А. Ашастин, Н.В. Баранов, Я.Н. Лукин, главный инженер объекта И.А. Рыбин. Новое – хорошо знакомое сегодняшним петербуржцам – здание Финляндского вокзала торжественно открыли 4 июня 1960 года.

finlyandsky-vokzal450x300.jpg
Финляндский вокзал, начало ХХ века / РИА НОВОСТИ

Архитектуру нового здания вокзала иногда называют невзрачной. Уверен, это несправедливо. Как важно, когда архитектура передаёт дух времени, его надежды. Корпус Финляндского вокзала – отличный образец функционального стиля, в котором отразились общественные представления о золотой середине между представительностью, красотой – и удобством, комфортностью для пассажиров и всех посетителей всегда многолюдного здания. Главное строение украшает высокая гармоничная башня с часами – традиционный символ железной дороги, на которой во все времена ценится точность. Башню венчает 30-метровый шпиль из нержавеющей стали со звездой на макушке. «Белокаменный» фасад запоминается благодаря семнадцати вертикально вытянутым окнам. От старого дореволюционного здания остался лишь резолит, встроенный в торцевую часть современной постройки – как напоминание об истории.

Этот вокзал честно служил и служит железной дороге. По объёму пассажиропотока в 1970-е он, как правило, входил в первую пятёрку вокзалов страны по итогам года. Нередко там снимали кинофильмы. И не только о революции. Для революционных фильмов новое здание выглядело слишком инородно, поскольку его архитектурный стиль принадлежит второй половине ХХ века. И снимали там «современный Ленинград». Напомню единственный эпизод, хорошо известный любителям приключенческого кино. Один из лучших телевизионных детективов 1970-х – «Золотая мина» режиссёра Евгения Татарского. Едва ли не ключевая сцена фильма – арест доктора и мошенника Яна Карловича Подниекса. Там, среди толпы дачников и грибников, он пытался отбиваться от милиции: «Хулиганы! Товарищи, от них житья не стало! Я честный человек!» Люди смотрели на актёра с искренним удивлением: режиссёр не стал нанимать массовку, а поставил на вокзале скрытую камеру. И многие были уверены, что стали свидетелями милицейской операции…

Новый век привнёс в привокзальную жизнь новые краски: в сентябре 2005 года на площади Ленина, перед Финляндским вокзалом, появился первый в городе комплекс поющих фонтанов с подсветкой и музыкальным сопровождением. Почти 10 лет назад, в декабре 2010 года, с Финляндского вокзала стали уходить поезда дальнего следования «Аллегро» – удобные, скоростные. История страны, её незабываемые страницы и настоящий день, устремлённый в будущее, – всё это перемешано и спаяно на Финляндском вокзале.


ЭХО РЕВОЛЮЦИИ 

В павильоне на платформе Финляндского вокзала устроен своеобразный музей – там выставлен «Паровоз Ленина». На паровозе американского производства H2293 10 августа 1917 года и 7 октября 1917 года В.И. Ленин нелегально пересекал границу Финляндии. Сначала – когда на время покидал Петроград, а потом – когда возвращался в революционный город. Почти все кинофильмы о революции начинаются со сцены движения этого паровоза, приближающегося к Петрограду. Он стал символом надвигающихся перемен. Символом нашей истории. Хотя от архитектурного облика того вокзала, к которому стекались толпы в 1917 году, почти ничего не осталось.

Это один из немногих сохранившихся паровозов данной серии, он всегда привлекает внимание и знатоков железнодорожной техники, и любителей истории. Долгое время паровоз служил в Финляндии, получившей суверенитет. В июне 1957 года в Хельсинки его как реликвию переда ли Советским властям. Табличка, установленная на паровозе, гласила: «Финское правительство подарило этот локомотив правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В.И. Ленин совершил в трудное время по территории Финляндии».   

Тэги: Арсений Замостьянов Ленин Ленинград Петербург
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мифы самоутверждения

    03.04.2023
  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Оживление Фани Каплан

    26.09.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • Оживление Фани Каплан

    210 голосов
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • «Я воюю против клеветы»

    105 голосов
  • Рапира и заветы Ильича

    72 голосов
  • Рапира и заветы Ильича

    69 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS