Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 ноября 2015 г.
Литература

Изба на втором этаже

12 ноября 2015

В Вологде открыли Музей-квартиру классика деревенской прозы Василия Белова. По словам его вдовы, музей раскрывает подлинного Белова.

Вологодский адрес Василия Белова, не один десяток лет ходивший по руках молодых литераторов, официально рассекречен: ул. Октябрьская, 10, кв. 4. В канун дня рождения писателя, ушедшего из жизни без малого три года назад, здесь по распоряжению президента России Владимира Путина открыли Музей Василия Белова. Появлению музея способствовали два письма: послание главе государства от Валентина Распутина, написанное в больнице, и открытое письмо творческой интеллигенции, опубликованное в «ЛГ» в начале 2013 года.

Мы прошли по квартире Василия Белова с самым сведущим «экскурсоводом» по его музею, биографии и творчеству – вдовой писателя Ольгой Сергеевной. И узнали, царил ли лад в семье автора «Лада» и какие домашние дела были привычными для создателя «Привычного дела».

Ольга Сергеевна набирает номер музея на домофоне, произносит с улыбкой: «Ой, пустят ли». Видно, что ей неловко стучаться в собственную квартиру, выкупленную несколько месяцев назад государством вместе с мебелью, книгами и прочими вещами (по описи – более пяти тысяч предметов, вмиг ставших экспонатами). Неловко надевать казённые бахилы перед своей дверью, неловко перед соседями за шум и гам, связанный с открытием музея. И неловкость топится в юморе. «Теперь своим ключом дверь не откроешь – экспонат руками не трогать», – шутит она, разбираясь с бахилами. Когда Ольга Сергеевна попала в квартиру, её расстерянность только усилилась – то ли сесть в уголок, как положено хотя и почётному, но гостю. Она с дороги: приехала утром из Москвы, куда перебралась поближе к дочери Анне. «Один близкий человек у меня остался, – говорит вдова писателя. – Жалко ли было расставаться с квартирой и вещами? Жалко, конечно, 25 лет здесь прожили, но всё это компенсируется невероятной радостью от того, что музей открылся. Хотелось бы, чтобы и его родной дом в Тимонихе когда-нибудь стал музеем, оттуда корни самого Василия Ивановича и корни его героев».

Большая комната, которую принято называть залом, поражает простотой – рыжий диван и кресла, шкафы с книгами и фарфором, маленькая копия Венеры Милосской, телевизор, ковёр на полу, большой стол. У стены рядком расставлены стулья – их меньше, чем в гарнитуре генеральши Поповой, но принять писательскую делегации из Москвы или вологодской глухомани, стульев хватало. Мебель старенькая, но добротная. Обстановка в квартире Василия Белова больше напоминает жилище профессора-филолога из шукшинских «Печек-лавочек», нежели жильё писателя-деревенщика. «Многие представляют его так – сидел с утра до вечера на лавочке у бревенчатой избы, но это заблуждение, – говорит Ольга Сергеевна. – Он горожанин был. Наверное, для многих это станет открытием. Быт характеризует человека, и цель этого музея – раскрыть подлинного Василия Белова. Оказывается, он писал картины, известно как минимум шесть полотен его кисти. Тематика понятна и объяснима – деревня Тимониха, родные места.

Кабинет Василия Белова – центр экспозиции. Здесь волей-неволей начинаешь говорить шёпотом. Крохотная комнатка с окнами на берёзовую рощу, на две трети занята большим столом. На нём уместились старомодная пишущая машинка легкомысленного розового цвета, абажур с тёплым уютным светом, бюсты Пушкина и Шукшина, перо с чернильницей, прижизненное издание Чехова, какие-то журналы и книги, нарочито небрежно лежащие. К столу прислонилась трость Белова, на кресле, вертящемся и с колёсиками, лежит портфель писателя. На стенах картины и иконы. «У него не было такого – от сих до сих я работаю, удаляюсь в кабинет творить, – рассказывает Ольга Сергеевна. – Он вообще не любил, когда видели, что он работает, пишет. Это было тайной. Считалось, что он идёт в кабинет читать. И мы делали вид, якобы не замечали. И он тоже делал вид, что читает. Но на самом деле писал, я это видела».

В кабинете встречаю задумчивого Анатолия Заболоцкого, оператора шукшинских «Калины красной» и «Печек-лавочек», а также экранизаций произведений Василия Белова «Целуются зори» и «Всё впереди». Он старинный друг писателя.

«Мы с ним крепко дружили, даже Шукшин ревновал немного, – рассказывает Заболоцкий. – Но и между собой они были большими друзьями. Я уверен, что у Шукшина был один задушевный друг – Вася Белов. Ему он говорил то, чего никому бы не доверил. Они разные по темпераменту, но их связывал похожий взгляд на многие вещи. Например, на родину: что для неё благо, а что – вред. Но и спорили тоже часто. Помню, как лежал на печке в Васином доме в Тимонихе, а Шукшин и Белов спорили о в литературе. Громко так, не уснёшь».

Сергей ВИНОГРАДОВ, ВОЛОГДА

Тэги: Литературный процесс Эпоха
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

    13.09.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS