Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2019 г.
  4. № 44 (6711) (30.10.2019)
Литература Стихи

Мой город слишком человечен

29 октября 2019

В начале октября в Крыму завершила работу творческая резиденция «Таврида Лит». Предлагаем вашему вниманию произведения участников, рекомендованные к публикации в «ЛГ». В первом выпуске – стихи Ингвара Никольского, Полины Корицкой, Тамары Хохловой, Марины Крутовой и Елены Синицы (мастер-класс Ольги Ермолаевой) и рецензия Марии Рылеевой (мастер-класс Егора Апполонова).


Ингвар Никольский

Метро

Вечер, метро, в тоннеле светло, как днём.

Стук не сдержать, он рвётся из сердца прочь.

Не попадая в нормы дверной проём,

Снова я бьюсь об стену, горох точь-в-точь.

 

Значит, пришла пора покидать насест…

Чёртова память, яростней пламеней!

Из всевозможных тихих, спокойных мест

Я выбираю землю и прячусь в ней.

 

Я выбираю призрачное метро –

Нет настоящих линий, фальшив билет.

Можно всю жизнь лететь сквозь его нутро –

Станций конечных тоже, по счастью, нет.

 

Я выбираю ветер, что бьёт в лицо

Через окно из светлых, пустых глубин.

Есть, говорят, в столице его кольцо,

В нём в форме буквы М укреплён рубин.

 

Город над нами бьётся в силках – час пик!

Новые мысли тонут в дрянном спирту.

Новые лица тот же корёжит тик –

Вредно, конечно, правду держать во рту.

 

А по тоннелю поезд летит стремглав

Новым маршрутом – он ни хорош, ни плох.

Жизнь продолжает список удачных глав –

Пёрышком из-за конторки помашет Бог,

 

Поезд сорвётся в сумрак, к иным мирам,

Стукнув меня о поручень головой…

Старый вагон – мрачный, забытый храм,

Мчащийся вдаль под призрачною Невой.


Полина Корицкая

* * *

Я потеряла вчера в промзоне

Свой кошелёк.

Он из кармана комбинезона

На землю лёг.

 

Я, обнаружив свою потерю,

Была так зла.

Домой вернулась, врубила телик,

И вдруг сползла:

 

С моей промзоны вперёд ногами

Несли людей...

Спасибо, Боже, что взял деньгами,

Теперь – налей.

 

И был звонок мне, явленье брата

И трёх шалав.

Одна как будто из шоколада,

А две – из трав.

 

Они шатались и пахли так же –

Две конопели.

А негритянка наречьем вражьим

Чего-то пела...

 

...Их выдворяя, лишалась крови,

Был стук и гром...

Спасибо, Боже, что взял здоровьем,

Оставил дом.

 

Устало села – без настроенья

И с синяками.

Бороться трудно с фальшивым пеньем

И сорняками.

 

Неужто будет, без одобренья,

Мой жадный брат

Отведав травки, дав удобренья,

Пить шоколад?..

 

...Да что ж там скачет – за потрохами,

Стучится злей?

Спасибо, Боже, что взял стихами.

Теперь – налей.

 

Тамара Хохлова

Рапсодия

Странный, худой,

И смешная чёлка

Глазницы без дна

На руках перебор

 

Южный берег

И мы случайные

Разговор через стенку

раковины прибой

 

Для хорошего

Не нужна причина

От меня тебе

Пара слов

 

Ветра в струнах,

Сцены под кедами

И вдохновения

До краёв

 

А когда не знаешь,

Как петь и что думать

Я тонула не раз –

Не подскажу

 

Может, не бросать

плыть и верить?

Твоя «Рапсодия»

На том берегу

 

Марина Крутова

Мой город

Тверской весны угрюмый вид

Напомнит старого бродягу:

В грязи, потрёпан и небрит,

Окурком ТЭЦ вовсю дымит,

В кармане сжав с лазурью флягу.

 

На коже – сыпь дорожных ям,

И вены вздуты половодьем...

А по нахмуренным бровям

Трамвай ползёт ко всем чертям

И на Советской в ноль уходит...

 

На Комсомольской каждый год

Нарыв вскрывается подкожный.

И вновь бродяга просто ждёт,

Пока беда «сама пройдёт»,

Прижав асфальта подорожник...

 

Оставив почести другим

И старых крыш понурив плечи,

Мой город слишком человечен...

И оттого до слёз любим.


Елена Синица

Дворник

В две тысячи первом

Петя был дворник

с двумя выходными –

суббота и вторник.

По вторникам Петя

смотрел на крыши,

с которых падали

капли снега,

хорошо, что сегодня

дожил до обеда,

хорошо, когда сверху

тарелка неба.

 

В огромном городе

у Пети не было

никого, только

серые мыши

в подвалах Манежа,

и где-то повыше,

он носил им

в карманах

кусочки хлеба.

А по субботам

ходил на концерты,

по маленьким залам

мотал километры.

Арбат не любил

и Тверскую тоже,

бродил по дворам,

избегая прохожих.

Петя стоял

на обочине мира,

мир состоял

из отсутствия мира.

 

В две тысячи первом

Петя был первым

человеком в Москве,

что смотрел на небо,

и увидел там снег,

и поймал его ртом,

вдруг рассмеялся

кто-то, но кто?

Оглянулся в глаза,

видит –

шапка-ушанка

по лицу прочитал –

хулиганка.

Сумасшедшая,

с поезда cшедшая,

городская, больная

наконец-то живая!

В голове с тараканами,

но без мышей,

а Петя впервые

стоял в центре мира,

и мир состоял

из простых вещей.


Лайки вместо просветления

Свежие книги Виктора Пелевина сродни презентациям «Apple» – ежегодны, едки, псевдоинновационны и насмешливо дороги.

 Роман «Тайные виды на гору Фудзи» затесался где-то между свежей редакцией «Искусства лёгких касаний» и ставшим уже почти культовым «IPhuck 10». Это почти грустная, почти грубая, почти безжалостная история о свободе, либеральном кризисе и феминизме.

Весь роман – беспрецедентный самоповтор в лучшей манере постмодернизма и самого Пелевина. Неважно кто он – твой главный герой. Злободневный русский олигарх в засаленном пиджачке и с увесистой золотой цепью на шее или жигало в бороздящей океаны яхте. Непременно в жизни этого героя, неприлично богатого, с таинственными связями и туманным прошлым, должна появиться та самая, и имя ей – Татьяна. Яркая феминистка, приверженка западного движения #MeToo, она проделала длинный путь от каноничной содержанки до защитницы женских прав. Он же – почти эталон кастанедовских притч о просветлении. Словно борец с биполярным расстройством собственной личности, разрывающийся между тягой к беззаботной жизни и истинным просветлением. Они оба, как обезглавленные улитки, ползут по инерции к собственной Мекке – вершине горы Фудзи. Они оба – воплощение лучших трендов «Инстаграма», за которыми наблюдает автор – нарочитый пользователь «Фейсбука», подуставший от незатейливых идей самопознания, тренеров духовного роста, да и, кажется, от самого себя.

Из приметных героев нашего времени в романе упоминаются разве что актрисы: Портман, Кидман и Турман, злосчастный Харви Вайнштейн и «стартапер» (человек, работающий над развитием новой компании. – Ред.) из подмосковной «силиконовой долины».

Последний, как юный Будда, ведёт олигарха Фёдора и двух его друзей к вершине просветления. Но духовный путь не очищает главных героев от праздного трёпа и внутренней пустоты.

Но суть романа кроется в другом. Герои Пелевина – это «архаика», покрытая заплесневелыми, вчерашними трендами вашего «Инстаграма». И если Минаев в «Селфи» нам нынешним даёт чёткую установку: «Если ты есть в социальных сетях, значит, ты существуешь», то Пелевин, напротив, высмеивает собственных персонажей. Автор показывает читателю, что нет никакого пути к просветлению. Есть погоня за лайками и желанием быть «в тренде». Нет высокого. Есть только низменное. Нет духовной жажды. Есть только зависть. Есть наскучившие деньги и власть. Есть новые игры, в которые играют люди. И Пелевину эта реальность омерзительна.

Мария Рылеева

 



Тэги: Поэзия Муза Тавриды
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS