Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 ноября 2020 г.
  4. № 45 (6760) (11.11.2020)
Литература

Проверка временем

11 ноября 2020

Алексей Макушинский. Предместья мысли: философическая прогулка. – М.: Эксмо, 2020. – 320 с.: ил. – 1000 экз.

Аннотация книги сообщает, что среди «героев» Макушинского философы Николай Бердяев и Лев Шестов, богослов Жак Маритен, а также такие мастера культуры, как Альбер Камю, Райнер Мария Рильке, Огюст Роден, Шарль Пеги и Марина Цветаева. Список, что и говорить, впечатляющий, но к нему мы ещё вернёмся. Не зря там же нам обещают, что «читать такую прозу – труд, вознаграждаемый ощущением удивительной полноты мира, которая… ещё способна передаваться с помощью слов». Всё это предполагает, что автор преподносит ценный подарок любителям интеллектуального чтения, так сказать, пир духа.

Обозначение жанра не представляется надуманным или же манерным: перед нами именно прогулка, свободная и ни к чему не обязывающая. Как в своё время выразился Г.Э. Лессинг, «возвращаюсь опять к своему пути, если только есть определённый путь у прогуливающихся». Автор вальяжно фланирует по Парижу и явно любуется собой, надолго забывая о своей стране. Трудно представить себе в такой роли Карамзина или Тургенева.

Автор в свободной манере передаёт свои философские и культурологические воспоминания и размышления, переносясь из России во Францию и обратно, то и дело «проваливаясь» во временные порталы. Несомненно, что стилистика книги восходит к ассоциативной методологии Марселя Пруста, но Макушинский упоминает о нём мимоходом, подобно тому как Набоков избегал упоминать имя своего литературного предшественника и учителя Достоевского.

Книга действительно написана легко (но не легковесно), раскованно, несколько жеманно, и впечатления, что такое чтение есть тяжкий труд, не возникает. Литературные, краеведческие и бытовые детали воспринимаются без особого напряжения интеллекта. Многочисленные отступления в разные стороны если и раздражают, то не сильно.

Но кое-что в «Предместьях мысли» всё-таки раздражает, вернее – огорчает. Ну, например, лёгкий, но стойкий оттенок антисоветизма. Казалось бы: а что тут такого? Но ведь автор – сын советского классика Анатолия Рыбакова (дилогия о Кроше, «Кортик», «Бронзовая птица», «Тяжёлый песок» и др.), в те времена имевший от жизни всё, вплоть до поездок за рубеж. Но, несмотря на это, демонстрирует некую неприязнь к тому, что его питало.

Кроме того, издание совершенно не структурированно, тут нет деления на части, главы или разделы. Нет, соответственно, и оглавления, что затрудняет знакомство с содержанием. Мы живём в такое время, когда не всегда есть время и желание читать книгу от корки до корки. Многие ищут в книге, особенно столь насыщенной культурологией, то, что им интересно. Мне, к примеру, прежде всего хотелось бы поближе познакомиться с жизнью и многогранным творчеством Шарля Пеги. Но как найти нужные страницы? На помощь мог бы прийти список имён в конце книги, но и он отсутствует.

Могут возразить: это же не научное издание. Да, но это ведь и не беллетристика. В любом случае краткий список имён (на самом деле они постоянно повторяются) тут явно не помешал бы...

В книге множество фотоиллюстраций довольно неважного качества, учитывая пористость офсетной бумаги (это уже камешек в огород техреда), к тому же не указывается, что именно изображено на картинке. Иногда подпись и не нужна (скажем, под фрагментом чугунной ограды), но если на снимке портрет или значимое здание, хочется знать, что это перед нами. Я, например, во Франции не бывал, да и вряд ли когда уж поеду… Иногда это следует из соседнего текста, но не всегда. К тому же нигде не указано, кем сделаны эти снимки.

Но вернёмся к героям книги. Понятно, автор волен выбирать близкие ему имена и фигуры. Но иногда такая избирательность выглядит как произвол. Множество страниц посвящено русской религиозной философии, но всё внимание сосредоточено вокруг Бердяева и Шестова. Где-то мелькнул Павел Флоренский. Но понять всю широту этого явления невозможно без мыслительного опыта о. Сергия Булгакова, Ивана Ильина, Георгия Федотова. Это всё равно что писать о Пушкине и ограничиться кругом лицейских друзей, но не упомянуть императора Николая I, святителя Филарета (Дроздова) или Петра Чаадаева.

Кому-то всё это может показаться мелочными придирками. Но беда в том, что из мелочей складывается общая картина. Высказывая подобные претензии, хотелось не столько упрекнуть автора, сколько пожалеть о неиспользованных возможностях.

Тэги: Сергей Казначеев Алексей Макушинский Предместья мысли философическая прогулка
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS