Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 ноября 2016 г.
  4. № 46 (6576) (23.11.2016)
Литература Образование

Прощай, „угадайка“

выпуск 3 (22)

23 ноября 2016

Тестовые задания уходят в прошлое

Как сообщила министр образования Ольга Васильева, литература станет первым предметом, где все задания к ЕГЭ будут творческими, требующими развёрнутого ответа.

Единый государственный экзамен будет состоять из трёх блоков: литературоведческого разбора, анализа сравнительно-изо­бразительных средств произведения и расширенного сочинения. С вопросом, что ещё изменится для выпускников, собирающихся связать своё будущее с филологией, наш корреспондент обратился к доктору педагогических наук, профессору Московского государственного педагогического университета, руководителю федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе Сергею ЗИНИНУ.

– Сергей Александрович, отменены тестовые задания по литературе. Значит ли это, что на оценку работы ученика снова существенно повлияет «человеческий фактор»? Ведь раньше тесты проверяла бездушная машина…

– Прежде всего хочу успокоить выпускников 2017 года и их родителей: никаких неожиданных «революционных» изменений в этом учебном году не произойдёт. Речь идёт о перспективной экзаменационной модели, которая одобрена Научно-методическим советом по литературе, прошла первичную апробацию в ряде российских регионов и в ближайшее время будет представлена профессиональному сообществу для широкого обсуждения.

Хочу отметить, что экспертами предметной комиссии Московского региона предлагаемая нами модель ЕГЭ по литературе одоб­рена (то же можно сказать и о большинстве учителей, осуществлявших апробацию новых заданий в школах).

Наряду с устранением простейших тестовых заданий, требующих краткого ответа (различные детали текста, литературоведческие термины и т.д.), предполагаются и другие изменения формата. Экзамен станет более гибким за счёт включения в него альтернативных заданий (выпускник сможет выбрать тот или иной ракурс рассмотрения художественного текста), а также благодаря свободно варьируемым лирическим произведениям, что исключит «натаскивание» на узкий содержательный список.

Вместе с тем литературный материал, входящий в первую часть экзамена (фрагмент эпического, лироэпического или драматического произведения), останется строго фиксированным. Бытующие ныне «перехват-залихватские» идеи варьирования этой части экзамена не выдерживают критики, так как, по сути, упраздняют крупные жанры золотого списка классики (роман, повесть, поэма и др.). Эти произведения должны быть обязательно прочитаны детьми и только при этом условии могут быть представлены на экзамене фрагментом. Если (не дай бог!) содержание предмета будет «отпущено на волю», то в первой части экзамена мы сможем использовать только произведения малой эпической формы, то есть короткие рассказы, содержание которых должно быть осво­ено «здесь и сейчас» – на экзамене. В этом случае придётся распрощаться и с «Евгением Онегиным», и с «Преступлением и наказанием» (далее – по списку).

Что касается «человеческого фактора» при проверке работ, то он и в предыдущей версии экзамена играл и играет ведущую роль. Тут многое зависит от качества критериев оценивания и квалификации экспертов. Отсутствие исходного шаблона, «эталона» при проверке кратких связных ответов и сочинения вполне естественно, так как даёт экзаменуемому право на личностную интерпретацию художественного текста. Такой материал «бездушная машина» проверить и оценить не в состоянии.

– Через какое примерно время станет понятна эффективность отмены тестовой части?

– Она понятна уже сейчас. Задания с кратким ответом «отыграли» своё: старшеклассники достаточно легко справляются с «терминологической азбукой», а подлинным инструментом проверки литературных знаний и предметных навыков традиционно были и остаются задания, требующие развёрнутого письменного рассуждения, «текста о тексте». Сказанное вовсе не означает отказа от теоретико-литературной составляющей экзамена: её функции частично примут на себя краткие связные ответы и сочинение. Таким образом, новая модель экзамена преемственна по отношению к ныне действующей и одновременно открывает новые возможности для самораскрытия юного читателя.

– Сергей Александрович, пожалуйста, выскажите лично вашу точку зрения на это решение Мин­образования. Чего в нём больше – плюсов или минусов?

– Дело в том, что позиция нового министра, Ольги Юрьевны Васильевой, и последние разработки предметной комиссии Федерального института педагогических измерений совпали по принципу взаимного встречного движения. Для меня плюсы данной инициативы очевидны, а минусы…

Для очень слабо подготовленных ребят простейшие задания были палочкой-выручалочкой, позволявшей «наскрести» хотя бы минимальный балл. Если их не будет, придётся готовиться к экзамену более основательно (тем более что экзамен этот необязательный и выбирается вполне сознательно). Так что и это вряд ли можно считать минусом.

Беседу вёл Сергей Николаев

Тэги: ЕГЭ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ещё раз о ЕГЭ

    04.10.2023
  • О сыны, не ждал я зла такого!

    13.09.2023
  • Вам и не снилось

    30.08.2023
  • Единый, он же единственный

    08.04.2023
  • Эдгар По и ненавистный ЕГЭ

    06.04.2023
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Образовательная «яма»

    62 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Можно ли простить измену?

    54 голосов
  • Что вместо ЕГЭ?

    42 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS