Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2021 г.
  4. № 46 (6809) (17.11.2021)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Мы не дрогнем в бою…

Вместе с войсками Красной армии железнодорожники отстояли Москву

17 ноября 2021
Вклад железнодорожников в успешное завершение Битвы под Москвой огромен

80 лет назад здесь решалась судьба не только Советского государства, но и всего человечества. Если только на минуту представить себе, что гитлеровцам довелось бы добраться до столицы СССР... Велика вероятность, что историю ХХ века пришлось бы выкрасить в коричневый цвет. Не только потому, что Москва – символ нашей страны, её административный центр. Стратегическая важность города во многом заключалась в том, что Москва была (и остаётся по сей день!) крупнейшим железнодорожным центром.

Именно московские вокзалы объединяют страну. Нельзя было допустить, чтобы эта система попала в распоряжение оккупантов. И железнодорожники – защитники Отечества – сражались за столицу самоотверженно. Комитет обороны поставил перед ними почти невыполнимую задачу: в условиях военного времени наладить все необходимые перевозки для фронта и тыла. Под бомбами, иногда под огнём вражеской артиллерии. «Чтобы обеспечить высокие скорости на паровозе, за ним ухаживали, как за ребёнком, ибо знали, что хорошая машина не подведёт и всегда нас спасёт» – так вспоминал машинист локомотивного депо Орехово В.Н. Кузнецов. По прохождению составов тогда можно было проверять время – с такой точностью они ходили.

Первого июля 1941 года был издан приказ Наркома путей сообщения о полной маскировке в тёмное время суток всех объектов столичного железнодорожного транспорта и прилегающих участков. 80 станций Москвы и Подмосковья перешли на работу в тёмное время суток по технологии звуковой сигнализации, без наружного освещения, с затемнением сигналов и знаков, с полной маскировкой. При налётах вражеской авиации рабочих мест никто не покидал. Целыми ночами стрелочники (а чаще – стрелочницы, ведь с первых военных месяцев многое взяли на себя женщины) с рожками и керосиновыми фонарями бессонно дежурили около железнодорожных путей.

Битва за столицу СССР продолжалась около шести месяцев – до второй половины апреля 1942 года. Накануне контрнаступления под Москвой удалось сосредоточить три армии, прибывшие с Востока. 80 процентов всех перевозок боевой техники и личного состава осуществили, конечно же, железнодорожники. Задача небывалая, ответственность – тоже. Выживать и выполнять поставленные задачи помогали и новые задумки, необычные технологии. Например, на Транссибе и других дорогах, тянущихся с Востока к столице, по обоим путям организовали одностороннее движение. Только по направлению к Москве, к линии фронта! Немецкие воздушные асы охотились за воинскими эшелонами, и машинисты, как правило, выигрывали поединки с гитлеровскими стервятниками, то снижая, то увеличивая скорость составов. Этому тоже приходилось учиться – оперативно, самостоятельно и не прерывая рейсов, ни на минуту не забывая о маскировке. И защитникам Златоглавой удавалось запутать противника.

Ни гитлеровцы, ни даже союзники СССР по большому счёту не заметили быстрого и масштабного перемещения дивизий с Дальнего Востока к Москве. Эту задачу железнодорожники решили гроссмейстерски. Эшелоны продвигались, без преувеличения, с рекордной для военных условий скоростью. В дело шли паровозы с турными вагонами, приспособленными для жилья. Когда истекало время работы паровозной бригады, её подменяла другая, а первая отдыхала в турном вагоне. Там же днём и ночью дежурили ремонтники. Такая система помогла быстро увеличить объём перевозок. Цифры вряд ли помогут современному читателю составить полное представление о работе железнодорожной инфраструктуры и персонала в те дни. Тем не менее попробуем осознать. Например, нагрузка на все московские сортировочные станции возросла почти в два раза. При этом на увеличение штатов рассчитывать не приходилось. Наоборот – железнодорожники уходили на фронт, а многие погибали на трудовом посту. И каждому из тех, кто остался в строю, приходилось трудиться за двоих. Но измождённые, израненные люди не просто выстояли, а победили сильнейшего врага. «Есть металл прочней металла» – смысл этих слов читатели ХХI века должны понять, примерив их к собственным силам, к собственным представлениям о судьбе человека и его Родины, о том, как они переплетаются в грозную пору.

5–6 декабря 1941 года началось первое в истории Великой Отечественной контрнаступление Красной армии по всему фронту. Отступая, немцы сжигали, превращали в пепел города и сёла. В первую очередь их жертвой становились железнодорожные пути. Поэтому вслед за передовыми армейскими частями, освобождавшими километр за километром советскую землю, шли воины-железнодорожники, без промедления приступая к ремонту дорог. И не жаловались на морозы, о которых с таким ужасом вспоминали гитлеровцы. Только представьте, что такое ночёвка в чистом поле, на пожарище, оставленном немцами, в 30-градусную стужу. Но рыцари стальных магистралей обеспечивали снабжение армии – и поблажек себе не давали.

Подвиг Красной армии и тружеников тыла в дни Битвы за Москву не подлежит забвению. Впервые в истории колоссальная германская военная машина, не дававшая сбоев, столкнулась со всенародным сопротивлением. После первых подмосковных побед даже скептики поверили в нашу армию, в нашу промышленность, которая вступила в состязание с Третьим рейхом, разросшимся на всю Европу. От железнодорожников в этом противостоянии зависело многое – и они не подвели.

Вечная память павшим в те дни на подступах к Москве! Героям, не увидевшим Победу, но отдавшим жизни за неё, сорвав немецкий план молниеносной войны. За этими словами – сотни тысяч судеб убитых, раненых, самых отважных и самоотверженных защитников Москвы. О них была сложена песня композитора Бориса Мокроусова и поэта Алексея Суркова, который и сам сражался под Москвой: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»

Никакой передышки после окончания Битвы за Москву не было. Впереди перед Красной армией и перед железнодорожниками стояли новые задачи, ничуть не проще прежних. 1942 год принёс нечеловеческие испытания и новые потери. Но, собравшись с силами, русские заставили весь мир навсегда запомнить слово «Сталинград». От него начался прямой путь к Берлину, не раз проверенный на прочность нашими железнодорожными эшелонами. А родилась будущая Победа под Москвой в морозные, метельные дни первой фронтовой зимы…

30-Бронепоезд.jpg

Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», переданный Красной армии коллективом депо Московского железнодорожного узла

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS