Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2018 г.
  4. № 47 (6668) (21.11.2018)
Общество

О чём болит душа деда Мазая

Берегите творческие вузы!

20 ноября 2018
Останутся ли и завтра училища живописи, консерватории, театральные институты?

Страдал, мучился, отчаивался, сомневался, впадал в безверие, вновь обретал веру, а если выразить это одним словом – преподавал. Причём вёл такой зыбкий, ускользающий, струящийся миражными переливами предмет, как литературное творчество, или на языке Дональда Трампа (не к ночи будь помянут), creative writing.

Наверное, поэтому я так люблю заходить на сайт Рособр-надзора. Для меня это то же самое, что, обвязавшись канатом, закреплённым на перилах железнодорожного моста, прыгнуть – сигануть – в бездну (всегда с ужасом на это смотрю). Или вознестись в верёвочном мешке с помощью специального крана на вершину буровой (самому однажды пришлось).

Экстремальный вид спорта: страшно и хорошо!

Страшно оттого, что на сайте вершатся судьбы. Иными словами, вывешиваются санкционные (воспользуемся модным словечком) списки. У иных институтов отзывают лицензии, как уток с чужого огорода (ути-ути), иных лишают взятой на абордаж аккредитации, а то и вовсе закрывают.

Что называется, крест-накрест досками. Запечатывают до лучших времён.

Невольно думаешь: когда-то здесь… ну, если не кипела, то хотя бы слегка побулькивала жизнь, что-то происходило, опоздавшие студенты воровато прокрадывались в аудитории, а пришедшие вовремя старались незаметно выскользнуть на улицу, чтобы покурить.

А теперь – мёртвая тишина, обморочная прострация, оттого и страшно. Но тотчас успокаиваешь себя весёленькой мыслью (шаловливой мыслишкой): а сколько, с позволения сказать, вузов, где вообще ничего не происходило, даже расписания не было, и занятия – раз в месяц, как праздник.

А сколько, где вообще ничего!.. Только деньги вышибали и дипломы штамповали.

Для них поистине чем хуже, тем лучше, если же совсем плохо (досками забили), то, наверное, и вовсе хорошо. Да не обвинят меня в кровожадности или прочих грехах (я всем добропорядочным вузам желаю благополучия и процветания). Но факт есть факт: мошенников в царстве пушкинского Додона стало так много, что кажется, будто умственные способности его подданных пошли на изобретение коррупционных схем.

Поэтому хорошо, что хотя бы одним мошенником стало меньше, поскольку подобное преподавание и есть самое настоящее мошенничество на злачной ниве просвещения.

Однако я, собственно, не об этом. И заботит меня сейчас другое: миражные переливы, творческие вузы. Как то: консерватории, училища живописи, театральные институты и студии. Как бы они не попали под общую гребёнку. Как бы не вычесали их, словно колтуны из овечьей шерсти.

Конечно же, и они перед Рособрнадзором, как перед Страшным судом, должны отчитаться по всем статьям и выполнить все нормативы. И всё-таки…

Всё-таки отношение к ним должно быть не то чтобы иное, чем к другим вузам, – нет, перед Рособрнадзором все равны, и в любимчики лезть никто не должен. Но это отношение, по-моему, должно в максимальной степени учитывать их творческую специфику, сам характер того, что есть творчество (а не просто называется этим словом).

Но не только. Плюс к этому и кое-что ещё.

Нетрудно заметить, что из нашей жизни постепенно уходит творчество. Люди гибнут (в буквальном смысле) за металл: такое уж тысячелетие на дворе. Я не уверен, что многие, прочитавшие эту фразу, распознают, кого я в ней цитирую (впрочем, у «ЛГ» ещё есть свой знающий и грамотный читатель, но это не меняет общей картины). Творчество вытесняется рыночными технологиями. Литература перестаёт быть художественной, не воссоздаёт мир в образах и деталях, а просто о чём-то сообщает. Образы, казавшиеся вечными, тускнеют, меркнут, вызывают насмешку. Да молодёжь вообще перестаёт читать! Молодые лишь самозабвенно тыкают в свои дебильники (пардон, мобильники). Или бредут, как сомнамбулы, держа их в руках и ничего вокруг не видя. Всё это общеизвестные вещи.

Поэтому, возвращаясь к творческим вузам: их надо беречь. Беречь, лелеять и сохранять – особенно те, где преподают мастера, где сложились свои традиции, где учат на совесть. Сохранять, чтобы мы не превратились в скотов и дебилов. Спасать, как дед Мазай спасал застигнутых половодьем зайчишек.

Повторюсь, я желаю процветания всем вузам – финансовым, юридическим, предпринимательства, банковского дела и проч. Но, как у деда Мазая, душа у меня болит за вузы творческие.

Если мы их лишимся, будущее нам этого не простит.

Лев Аннинский

Тэги: Лев Аннинский
Обсудить в группе Telegram

Лев Аннинский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В стихах свободное паренье

    16.12.2020
  • Из Ленинграда в Петербург. Энергичное возвращение Василия Шукшина

    08.11.2020
  • «Куда ж нам плыть?»

    18.12.2019
  • Охватить, сопрячь, примирить

    13.11.2019
  • Уникум

    06.11.2019
  • Уникум

    35 голосов
  • В стихах свободное паренье

    25 голосов
  • Охватить, сопрячь, примирить

    22 голосов
  • «Куда ж нам плыть?»

    21 голосов
  • Жизнь в цвете

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS