Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2019 г.
  4. № 47 (6714) (20.11.2019)
Литература Библиосфера

Первая леди Серебряного века

Исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус

20 ноября 2019

Вот и всё. Ни добра, ни зла.

Не бывала весна блаженнее…

Двадцать лет, как ты умерла,

Но не меркнет солнце весеннее.

 

Это последние строки сти­хотворения «Дружноселье», написанного Владимиром Зло­биным, бессменным секрета­рём Мережковских и автором первой книги о З.Н. Гиппиус.

Ныне прошло не 20, а 150 лет, и не со дня смерти, а со дня рождения. Но свет этот не меркнет, хотя для нас он скорее не солнечный – лунный. Есть «люди лунного света». Зинаи­да Николаевна Гиппиус – из таких.

Впрочем, она могла быть вся­кой. Надменная «дама с лор­нетом» вдруг оборачивалась маленькой девочкой, весёлой сестрёнкой. «Петербургская Сафо», «зеленоглазая наяда» оказывалась «ведьмой», «белой дьяволицей». Изящное наду­шенное существо заговаривало с Генрихом Риккертом о фило­софии и мистике, удивляя мэтра неокантианства понима­нием предмета.

С кем только она не была зна­кома, кто только не называл её в стихах, не описывал в мемуа­рах, не упоминал в письмах! Её имя стоит в посвящениях Бло­ка, Брюсова, Белого, Сологуба, Адамовича. Со страниц мемуа­ров Тэффи, Белого, Маковско­го, Перцова, Берберовой она сходит как живая. Есть она в дневниках Буниных. Иль­ин сочиняет язвительные (но очень смешные) стихи о ней и посылает Шмелёву. А её соб­ственные письма! М. Вишняк сравнивает их с «прелестными письмами» в стан врага: Зинаи­да Николаевна была масте­ром политико-литературной интриги. Но как хороши эти послания – их намёки между строк, умолчания, и ей одной свойственная, неповторимая интонация!.. Кому она только не писала, кто в разное время не входил в её круг! Бердяев, Карташёв, Савинков, Керен­ский – это уже не литераторы, а философы и политики. И – не забудем – она 52 года, не разлучаясь, прожила с Мереж­ковским, который был прежде всего «очень умный человек» (характеристика Чехова доро­гого стоит).

«Единственность» Зинаиды Гиппиус, её неповторимость тщательно продумана и есте­ственна одновременно. Гип­пиус, конечно, играет роль; она играет разные роли. В теа­тральном, маскарадном Сере­бряном веке она своя из своих, на своей сцене. И век отдаёт ей дань: удивления, восхищения или негодования.

Но не только очарование, обаяние, charme – причина её известности. Когда Мереж­ковский вёз рыженькую бес­приданницу из Тифлиса по Военно-Грузинской дороге (она опишет именно эту дорогу в своих воспоминаниях, а в их жизни потом будет много дру­гих дорог!), предполагал ли он сделать из неё «первую леди Серебряного века»? Возмож­но. Мережковский понимал значение женщины – хозяй­ки салона, он окончил истори­ко-филологический факультет Петербургского университета (Гиппиус гимназии не окончи­ла, хотя по отцу происходила из немецкого дворянского рода).

«Зиночка» не обманула его ожиданий. Сначала она вошла в салоны Полонского, Вейнин­гера; довольно скоро и сами Мережковские организовали журфиксы по воскресеньям: до 1912 года в доме Мурузи на Литейном, потом на Сергиев­ской. Большую роль супруги сыграли в устроении религи­озно-философских собраний (1901–1904), религиозно-фило­софского общества (1907–1917). В первые годы эмиграции был создан антибольшевистский «Союз непримиримых», затем литературно-политическое общество «Зелёная лампа» (1927–1939) «двух уровней»: для широкого круга публики и более узкого, близких дру­зей и единомышленников (так было и в России).

А ещё – тесное сотрудниче­ство с эсерами до революции, активная антибольшевист­ская деятельность в Поль­ше (1920–1922). И – журна­листская работа. До револю­ции – в собственном «Новом пути», участие в журналах «Мир искусства», «Весы», «Рус­ская мысль», в газетах «Сло­во», «Речь», «День», «Утро Рос­сии» и др. В эмиграции – уча­стие в газетах «Общее дело», «Последние новости», «Возро­ждение», в журналах «Совре­менные записки», «Звено», «Числа», «Новый дом», «Новый корабль» – называем только самые крупные или значимые для неё издания. Антон Край­ний (её псевдоним) был тон­ким критиком и остроумным полемистом, которого высоко ценили не только единомыш­ленники.

И вот всё это ушло. Роли сыграны, занавес закрылся, декорации упали.

Но если ранее сам человек, обаяние личности, его значи­мость в литературной жизни могли заслонить собствен­но творчество, то теперь оно выходит на первый план: сти­хи и проза Гиппиус, её крити­ческие статьи.

Стихи были оценены уже при жизни и ныне прекрасно изданы и прокомментированы (низкий поклон А.В. Лаврову). Регуляр­но организуются конференции и в России, и за рубежом, выхо­дят сборники докладов и статей. Проза тоже собрана, дореволю­ционная – Т.Ф. Прокоповым, эмигрантская – А.Н. Николю­киным. М.В. Гехтманом состав­лена библиография прижиз­ненных публикаций Гиппиус. Прокомментированы мемуары и эмигрантская публицистика – пользуемся случаем поблагода­рить А.Н. Николюкина за этот подвижнический труд, за сбор­ник «З.Н. Гиппиус: pro et contra» и за многое другое…

Так кто же Гиппиус в первую очередь? Поэт, прозаик или литературный критик?

Поэт, и очень своеобраз­ный. Столь же «единствен­ный» (эпитет приписывается А. Блоку), как и человек. Если искать традицию – вероятно, надо вспомнить Е.А. Баратын­ского: по связи с философией, холодности, глубокой печали, а в конце жизни – безнадёж­ности. Но стихи Баратынского не столь «сделанные», проду­манные в форме. Такое внима­ние именно к форме, к поэзии как ремеслу – свойство поздне­го времени, Серебряного века. Золотой мог позволить себе большую свободу.

Есть ряд ярких определений для стихов Гиппиус. «Электри­ческие» (эпитет Бунина), «запи­си в дневнике» (Г. Адамович), «жёсткая и терпкая сухость» (С. Маковский) и др. Современ­ный литературовед О. Блинова предлагает образ самой Гиппи­ус: «кипящая льдистость»… Нам нравится сравнение с ледяны­ми цветами, распускающимися зимой на окнах: с их обжигаю­щим холодом, хрупкой красо­той и тонкостью, геометриче­ской точностью линий.

Перечислим некоторые осо­бенности этих стихов – то, чем они выделяются даже на фоне причудливого Серебряного века с его «цветистой сложно­стью».

Прежде всего, это религи­озная поэзия. Дело совсем не в попытках сочинять собствен­ные «молитвы» (звучащие порой весьма двусмысленно). Дело в другом: в обращении к важнейшим понятиям рели­гии – к вере, любви и покая­нию. В наличии собственного религиозного опыта, без кото­рого их понимание невозмож­но.

Ещё в начале века она обра­щается к Спасителю с такими словами:

 

Ни о чём я Тебя просить не смею,

всё надобное мне – Ты знаешь сам;

но жизнь мою, – то, что имею, –

несу ныне к Твоим ногам.

 

Самые сильные её пережива­ния – греха, соблазна и борьбы с ними. На эту тему написан замечательный рассказ – «Свя­тая плоть» (1901, первоначаль­но – «Чистая сердцем»). Сила, которую героиня проявляет в борьбе с соблазном, хвала этой силе – заставляет вспо­мнить «Дуэль» Чехова.

В поэзии тема звучит без­надёжнее (Гиппиус в поэзии жёстче, чем в прозе, особенно в эмиграции):

 

И мы простим, и Бог простит.

Мы жаждем мести от незнанья.

Но злое дело – воздаяние

Само в себе, таясь, таит.

 

Вторая особенность её поэ­зии – глубокий философский смысл. В начале века она не зря читала В. Соловьёва, а потом – А. Бергсона. Темы, которые её занимают: возможность пони­мания, сущность игры и поэ­зии, смерть, время.

Остановимся на последней. Гиппиус замечательно чувству­ет неповторимость момента, бег времени, его очарование:

 

Освещена последняя сосна.

Под нею тёмный кряж пушится.

Сейчас погаснет и она.

День конченый – не повторится.

 

Это тоже есть в прозе: доре­волюционной (в «Небесных словах»), отчасти в эмигрант­ской (в «Кольце молчания»).

И третье отличие её стихов – их продуманное мастерство. Это тщательная, филигран­ная отделка: метрики, строфи­ки, рифмики. Всё приведено в строгое соответствие с темой. Выверены аллюзии, отсылки к другим текстам. Зашифро­ваны намёки – для знающих… Она не случайно учила молодых поэтов стихосложению – имен­но секретам мастерства.

В сочетании с силой, экс­прессией, публицистическим накалом это даёт замечатель­ные образцы:

 

Невозвратимо. Непоправимо.

Не смоем водой. Огнём не выжжем.

Нас затоптал – не проехал мимо! –

Тяжёлый всадник на коне рыжем.

 

Кажется, что это писал мужчина. Нет. Гиппиус – женщина в высшей степени (par excellence). И сыгранные ею роли, и желание понять, и жажда понимания, и интерес к другим людям, вниматель­ность – всё оттуда. Она настоль­ко хорошо знает женскую при­роду, что ей нет нужды надевать эту маску. Чего стоит рассказ «Все люди – братья»! Его мог­ла написать только женщина.

И часто в конце её критиче­ских статей, её стихов, эта жен­ская интонация, как насмешка или лёгкий вздох, – слышатся.

 

Был дан мне ключ заветный,

И я его берёг.

Он ржавел незаметно…

Последний срок истёк.

На мост крутой иду я.

Речная муть кипит.

И тускло бьются струи

О сумрачный гранит,

Невнятно и бессменно

Бормочут о своём,

Заржавленною пеной

Взлетая под мостом.

Широко ветер стужный

Стремит свистящий лёт…

Я бросил мой ненужный,

Мой ключ – в кипенье вод.

Он скрылся, взрезав струи,

И где-то лёг, на дне…

Прости, что я тоскую.

Не думай обо мне.


Прошло столько лет – а мы всё думаем о ней.

 

Елена Осьминина,
профессор Московского государственного лингвистического университета (ФГБОУ ВО МГЛУ)

Тэги: Поэзия Память Эпоха Личность Елена Осьминина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS