Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    03 декабря 2015 г.  № 48 (6534) (03.12.2015)
Общество Политика Колумнисты Мнение

Уроки «Заставы»

Макаров Анатолий Макаров Анатолий — 03 декабря 2015

По случаю девяностолетия Марлена Хуциева по телевидению вновь показали «Заставу Ильича». Вот фильм, с которым связана вся моя сознательная жизнь. Который я, можно сказать, всю жизнь и смотрю.

Он снимался в начале 60-х, по Москве разлетались слухи, что местом действия служат места притяжения тогдашней молодёжи, «начинающих умов», как сказал бы Зощенко: дворовые пятачки для танцев под выставленную в окно радиолу, осенние бульвары... Именно тогда была сочинена незабвенная песенка про «бабье лето», шли художественные выставки, сопровождаемые спорами вечера поэзии в Политехническом.

В массовках и эпизодах картины режиссёр занял немало моих сверстников, – я узнаю их: и тех, кого близко знал, и тех, кого встречал на улицах, узнаю и самого себя в главных героях ленты. И горло перехватывает волнение.

Волнение прежнее, а мысли во время каждого просмотра – разные.

В ранние 70-е было радостно сознавать, что порезанная и переименованная «Застава» сохранила обаяние смятенной нашей молодости. В перестроечные годы восстановленная картина словно бы уличала моё сильно повзрослевшее поколение в былой политической наивности. А что теперь? Теперь внезапно убеждаюсь, что бесспорно искренний и, несомненно, наивный в этой искренности фильм был справедлив и честен во всех нравственных и общественных предпочтениях.

Про хуциевскую манеру извлекать из обыденности поэзию кто-то из критиков заметил, что она передаёт трепет времени. Добавлю, что трепет не только лирический, но и общественный.

Про себя не сомневаюсь, что «оттепельные» ранние 60-е были лучшим временем моей жизни. И даже над собой подсмеиваюсь: естественно, это же была молодость! Справедливо, но не до конца. Ибо та же самая молодость не мешала сознавать бедность и коммунальную тесноту. Как и тупость идеологической машины с её нелепыми «персональными делами» на собраниях, с облавами то на джаз, то на джинсы, с охотой на абстракционистов и тому подобным.

Но ощущалось в атмосфере времени нечто такое, быть может, упомянутый душевный трепет, что давало возможность простодушно пренебрегать и безденежьем, и коммунальными дрязгами, и бдительным присмотром идеологического начальства.

В «Заставе Ильича» это запечатлено и воссоздано. Со всем драматизмом двадцати лет, с неизбежной душевной смутой, со случайными встречами и неизбежными разлуками, с терзаниями молодости, от которых есть только одно средство – ощущение, что мир принадлежит тебе, что ты совпал с молодостью века. Старый фильм помог мне его вспомнить. И того однокурсника, который убеждал меня во время летней работы на стройке: «Без нас не обойдутся, мы нужны!»

И ведь действительно были нужны.

Странно и радостно было это сознавать: нужны именно мы, в своих китайских холщовых штанах и в свитерах домашней вязки, обитатели коммуналок и общаг, читатели «Юности», участники театральных студий, знатоки ненапечатанных стихов и песен.

Сколько улиц исхожено с ними по ночной Москве, и «Застава Ильича» тут оказалась незаменимым свидетелем. Как и того, что споры наши касались чего угодно: и прошлого, и будущего, и физики, и лирики, одни лишь соображения карьеры и материального процветания не служили предметом дискуссий. Убей, такого не упомню. Не потому, что мы были такими уж бессребрениками, просто соображения призвания, смысла жизни и чистого творчества занимали нас гораздо больше.

Зато тогдашний «креативный класс» мало-помалу складывался. В картине есть ключевая сцена, которая в разные времена вызывала разную реакцию. Казалась то фельетонной, то излишне пафосной, то наивно нравоучительной. Сейчас представляется почти пророческой.

Кто любит «Заставу», понял, о чём речь: главный герой, парень с рабочей окраины, попадает в компанию любимой девушки, по тем временам «светскую», богемную, ощущающую себя элитой. Без особых оснований, скорее всего, по праву рождения.

Авторы лишь намёком дают понять, что у героя с его возлюбленной вряд ли сложится что-либо прочное, поскольку совершенно недвусмысленно демонстрируют: в этой милой компании он – навсегда чужой. Не потому, что из простой семьи и не из того вуза, а потому, что ему никогда в жизни в голову не придёт иронизировать и насмешничать над пешеходами за окном, над их заботами и радостями, над всем, что люди испытали и пережили, что вынесли на своих плечах. И над картошкой, которая в любые исторические времена остаётся их главным блюдом.

Для молодых снобов стабильных 60-х картошка в мундире в лучшем случае сделалась простонародной экзотикой, а в принципе – символом отсталости и плебейства.

Совсем недавно отнюдь не юная либеральная дама высказалась ещё определённее в том смысле, что хранимые в семьях фотографии погибших на войне родственников – это своего рода грязные тряпки, дорожить которыми, а уж тем более гордиться – признак всё того же российского рабства.

Вот я и думаю теперь, что в «Заставе Ильича» был представлен прообраз современного российского либерализма. Не того, который снисходителен к человеческим слабостям и нуждам, а того, что до ненависти непримирим к заветным основам жизни: к честности, к чистоте, к обыкновенной порядочности.

Между прочим, пафос картины в том и состоял, что её герои всю родную историю, всё в ней великое и трагическое примеряли на себя, за всё готовы были пострадать, ни от чего не отказываясь. И надо было обладать особой зашоренностью или извращённостью бюрократического мозга, чтобы в этой искренней, но не слепой приверженности идее распознать злокозненное безверие, а в последних, может быть, советских идеалистах обнаружить заносчивых нигилистов.

С этой глупости, с этого преступного обыкновения не отличать искреннюю веру от циничного безверия и начались все неприятности легендарной картины. А в некотором смысле – и роковые просчёты советской власти.

Между прочим, ранней зимой 1962-го, когда замечательный фильм ещё не был закончен и принят, на нашем курсе факультета журналистики прозвенел последний звонок. Кто-то из наших факультетских артистов взошёл на кафедру и под гитару запел отнюдь не одобряемого тогда, почти гонимого Окуджаву. И набитый битком амфитеатр огромной аудитории ему подпевал: «И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной…»

Повторяю, «Заставы Ильича» никто ещё не видел.


Самосознание
218

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Желание быть русским-11

11.07.2018

Желание быть русским-10

04.07.2018

Желание быть русским - 9

27.06.2018

Желание быть русским - 8

13.06.2018

Лихие или ленивые?

23.05.2018

Что сказал Ленин

306 голосов

Кто украл Европу? - 1

259 голосов

Желание быть русским

160 голосов

Эпитафия на могиле российской интеллигенции

146 голосов

Желание быть русским - 2

92 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты