Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2019 г.
  4. № 48 (6715) (27.11.2019)
Литература Библиосфера Мнение

Как нам обустроить изящную словесность

27 ноября 2019

Русской поэзии больше нет, при этом поэтов – больше, чем когда-либо. Парадокс? Вряд ли. Оскол­ки эпох (подбавим пафосца́!) практически не взаи­модействуют между собой. Между поэтами разных возрастов возник ментальный и даже языковой барьер, который с каждым годом только увеличи­вается. Сказывается и тотальное неуважение поко­лений друг к другу. Молодёжь не читает возрастных авторов, потому что не ощущает сколько-нибудь существенного пиетета. Старейшины поэтического цеха не считают нужным следить за трендами, появ­ляющимися в среде 20–30-летних. Какой смысл за ними следить, если «молодёжь ничего не умеет и учиться не хочет»? Попытки же передать опыт чуть реже, чем всегда, обречены на провал: научить «как?» ещё худо-бедно можно, объяснить «зачем?» – нет. Классическая поэзия не сделает тебя «круче», не принесёт денег и общественного веса. К тому же учиться писать на языке, который элементарно не примут сверстники – абсурд (и речь, что характер­но, даже не о «пушкинском слоге», а о стандартном интеллигентском языке 30–40-летней давности, которым и сейчас очень даже пользуются «тол­стожурнальные авторы»). Ок, скажете вы, рассу­ждать о таких вещах можно до бесконечности. Так делать-то что? Нужно пересобирать поэзию заново, руководствуясь неким правильно выбранным прин­ципом. Но есть ли таковой? Рассмотрим несколько.

«Поэзия – это модно!» Многие пытались – ни у кого не получилось. То ли сама сфера слишком далека от современных понятий о самореализации, то ли образ успеха из поэта не слепишь, то ли ещё что. В общем, звучит красиво, но результата не даёт. Что опять же не мешает пытаться вновь и вновь! Не проходит года, чтобы на карте литпространства не появилось нового «примоднённого» проекта.

«Поэзия для поэтов!» Истинный лозунг некото­рых (всех!) поэтических сайтов. Никакой поэзией, конечно же, там и не пахнет, однако радостным пользователям (иногда за символическую плату) выдают визу в тёплую страну Графоманию. Хоро­шие, годные стихи на таких сайтах тоже появляют­ся – но, как правило, серьёзным авторам это нужно только для фиксации авторских прав. Так-то.

«Но мы-то знаем…» Принцип, который замкнул лучшие поэтические умы в клетке толстых журна­лов. Пожалуй, ничего более тоталитарного по сво­ей сути с нашей изящной словесностью не происхо­дило. Называться «большой литературой» приятно, иметь критерий распознавания «свой-чужой» –при­ятно, чувствовать себя причастным к замкнутому элитарному сообществу – очень приятно. Подлей­шая ирония в том, что элитарность без видимых благ не интересна широкой публике. Поэтому име­ем аналог предыдущего принципа, с поправкой на качество текстов (и на тот факт, что символическую плату получают-таки сами авторы).

«Сегодня мы многое поняли» ставит знак равен­ства между поэзией и психологией / религией (да!) / духовными практиками / философией. В теории – самый дельный принцип, ибо поэзия действительно работает с глубинными сторонами человеческого естества (как и всё перечисленное), порой позволяя достичь неиллюзорного катарсиса при чтении. К сожалению, «уходу в массы» тако­го подхода мешает одна маленькая деталь. Чтобы поэзия действительно «доставляла», нужно уметь её правильно воспринимать, а это доступно только ценителям.

Иван Купреянов, поэт

Тэги: Поэзия Словесность Иван Купреянов
Обсудить в группе Telegram

Иван Купреянов

Иван Купреянов - поэт, член Союза писателей Мос... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS