Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2019 г.
  4. № 48 (6715) (27.11.2019)
Литература Библиосфера Рецензия

Между памятью и забвением

27 ноября 2019

Александр Гоноровский. Собачий лес // Новый мир. – 2019. – № 2.


Память стала одной из магистраль­ных тем новейшей русской литературы. Наша история помимо побед и дости­жений наполнена тяжёлыми события­ми. Помнить о них – непосильный груз. Забыть – непростительный грех. Дело не только в риске стать манкуртом. Неугод­ные воспоминания можно вытеснить, заглушить, изгнать, но попытки изба­виться от них (даже вполне успешные) лишь делают современные конфликты острее, а коллективные травмы – болез­неннее. Из потерянности между двумя полюсами прорастает «Собачий лес» Александра Гоноровского – очень корот­кая, но невероятно насыщенная смысла­ми повесть.

Произведения о личной или кол­лективной памяти обычно наполнены шуршанием архивных документов, перебиранием старых фотографий, судорожным перематыванием ленты времени. Александр Гоноровский под­ходит к волнующей теме через мисти­ку. На первый взгляд решение выгля­дит опрометчивым. Дмитрий Быков, например, утверждал, что сверхъесте­ственный ужас не способен отразить реальные кошмары нашей истории, а ростки готической эстетики плохо приживаются на постсоветской поч­ве. Александр Гоноровский не ломает тенденции и не меняет парадигмы. Его повесть звучит явным диссонансом, но диссонансом, умышленно цара­пающим слух и нарушающим гармо­нию. Железноголовый маньяк, словно выскользнувший из детской страшил­ки, трофейная кукла с грузом миро­вой памяти, зловещий Собачий лес (так и кажется, будто в нём должно произойти что-то в духе «Кладбища домашних животных») – сквозь типич­ный антураж проходного ужастика отдельными картинами проносятся чужие воспоминания о войне, репрес­сиях и прочих потрясениях. Точки пересечения акцентируют, насколько страшные эти подлинные события. Страшные, потому что настоящие.

Главные герои повести со столь про­тиворечивой и травмирующей пробле­матикой – дети. Обычные ребята, кото­рым хочется лазить по деревьям, играть в солдатики, прятать секретики и тай­ком от взрослых бегать в Собачий лес. Жизнь заставляет их строить догадки об исчезновении сверстников и всту­пать в противоборство с неведомыми силами. Именно в детском взгляде на взрослые проблемы заключается свое­образие повести. Только ребёнок спосо­бен верить в то, чего не видит, видеть то, во что не верит, а знать гораздо больше, чем понимать. Незамутнённость вос­приятия – свойство, которое не встре­чается у взрослых людей, – освобожда­ет события от идеологических интер­претаций. Боль, жестокость, насилие становятся самими собой, и никакие оправдания со ссылками на высшие цели не в состоянии их смягчить.

Александр Гоноровский более изве­стен как сценарист, но повесть «Собачий лес» получилась совершенно не кино­шной. Над банальной, пускай и фило­софичной мистикой её возносят не дей­ствия и не диалоги, а особый тон повест­вования. Чтобы воплотить его на экране, потребуется закадровый монолог на протяжении всего фильма. Александр Гоноровский с упорством спелеолога блуждает по пещерам детского созна­ния. Он постарается заглянуть в каждое ответвление, хотя тусклому фонарику не под силу развеять беспросветный мрак. Рискованное и основательное погруже­ние оборачивается ценными находка­ми (разве не мощная метафора – све­сти душу человека к шелесту бумажек: справки об освобождении, билета на поезд, фронтовых треугольников?). Самые скользкие и неприятные закоул­ки тоже не будут обойдены. От них веет брезгливым отторжением или пошат­нувшейся моралью, но психологическая достоверность выступит в оправдание – всё-таки дети стремятся познать жизнь во всей полноте, не отгораживаясь даже от самых постыдных её фрагментов. Реа­листичность внутреннего мира при всей сверхъестественности внешнего выгод­но отличает «Собачий лес», например, от «Пищеблока» Алексея Иванова, где образы детей пропитаны сугубо взрос­лой, смягчающей смесью ностальгии по молодости и разочарования в низверг­нутых идеалах.

Александр Гоноровский замахива­ется на метафизику мамлеевского мас­штаба, но в его повести за деревьями виден лишь Собачий лес, а вовсе не иные измерения. В отечественной мистиче­ской прозе не раз всплывали истории о том, как разрыв с культурной памя­тью оборачивается невозможностью одолеть сверхъестественное зло. Доста­точно вспомнить романы «Убыр» Шами­ля Идиатуллина или «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой. Герои Александра Гоноров­ского не ищут спасения в древних тра­дициях – для них важнее кровоточащий опыт недавнего прошлого. В повести «Собачий лес» нет никаких тёмных сил, а все злодеи – в большей степени жерт­вы своего времени. В результате необхо­димо преодолеть не только забвение, но и устоявшиеся формулы «мы то хорошее, что мы помним» или «победивший свят в любом совершённом им зле». Конечно, триумф памяти над смертью – это фан­тастическое допущение. И всё же робкая реплика в финале «пожалуйста, помни» кажется не просьбой главному герою, а призывом ко всем и каждому.

Александр Москвин

Тэги: Книга Александр Москвин Александр Гоноровский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS