Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 ноября 2019 г.
  4. № 48 (6715) (27.11.2019)
Невский проспект История

По праву разделённого страданья

Обжигающие строки Берггольц прозвучали в капелле

26 ноября 2019

Имя тридцатичетырёхлетнего композитора, автора девяти симфоний, двух опер, признанного и у нас, и за рубежом автора «большой музыкальной формы», знакомо, что называется, «широкой публике» не так хорошо, как имена сочинителей эстрадных шлягеров. Ну что ж – каждому своё! «Ленинградский дневник» Ольги Берггольц издан в Ленинграде в 1942 году. Именно этот сборник стихов в ладонь величиной в синеватой, как свет лампочки в бомбоубежище, обложке носила в блокаду в дамской сумочке рядом с карточками и деньгами мать троих сыновей, один одного меньше. Это от её имени писала Ольга Берггольц в невыносимую зиму сорок второго: «…мы одолеем бешеных зверей, / мы победим, клянусь тебе, Россия, / от имени российских матерей!» Из трёх сыновей этой матери удалось спасти только двоих… Одному из них доведётся, работая на Ленфильме, не только познакомиться с Ольгой Фёдоровной, но и сотрудничать с ней в одном творческом объединении…

Неудержимо мчится время… Вот и 75-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады… А в наступающем году – 110 лет со дня рождения Ольги Берггольц. И неизбывное чувство долга бывшего блокадного мальчишку писателя Михаила Кураева заставило обратиться к непривычному для себя жанру, так родилась идея создания оратории «Ленинградский дневник». Эстафету принял друг писателя оперный режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов, человек уже послевоенного поколения. Сели за стихи, за обжигающие дневники Берггольц…

«…И если завтра будут баррикады – / мы не покинем наших баррикад!» Эти слова должны звучать, их должны слышать сегодня! Вот почему выстояли, вот почему победили. И уже Иркин Габитов увлекает предстоящей работой одного из наиболее ярких мастеров традиционной русской симфонической школы, молодого композитора Антона Лубченко.

Доброе дело с первых шагов находит поддержку городского Комитета по культуре… В Москве народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, тоже бывший блокадный мальчишка, отдаёт в руки композитору свой блистательный симфонический оркестр им. П.И. Чайковского для первого исполнения рождающейся оратории…

И вот она звучит в зале Академической капеллы… На сцене детский, женский и мужской хор, солисты: сопрано Елена Безгодкова и баритон Владимир Мороз, от лица Берггольц стихи и повествовательный текст исполняет Елена Лотова. За дирижёрским пультом – композитор Антон Лубченко. Как этому, в сущности, молодому человеку удалось угадать душу, исполненную мужества, веры, безоглядной любви, женской нежности и воинской стойкости?.. Такое подвластно лишь подлинному таланту. Активно участвуя в создании либретто, композитор опорой музыки избрал стихи, позволяющие услышать трагическое исступление борьбы с судьбой, борьбы с врагом, услышать и почувствовать боль сердца за изувеченных детей, за оскорблённых инвалидов, услышать голос поэта, говорящего со страной «под свист снарядов»…

И пронзительные лирические интонации, полные любви, света, надежды и веры – это тоже Берггольц, и они услышаны и воплощены в удивительно красивую напевную музыку. Оратория Антона Лубченко не реквием, здесь скорбь и мужество, готовность к противостоянию, горькая самоирония и протест против лжи – неразрывны, как и в поэзии Берггольц:

На собранье целый день сидела –

то голосовала, то лгала…

Как я от тоски не поседела?

Как я от стыда не померла?..

Венчают ораторию бессмертные строки Берггольц с пропилеев Пискарёвского кладбища, исполняемые хором и солистами. Вот и музыка приняла эстафету, идущую от поколения к поколению.

Оратория «Ленинградский дневник» – достойный памятник поэту, достойный памятник подвигу ленинградцев.

Василий Островский

 

Тэги: Событие Личность Ольга Берггольц Антон Лубченко
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Для читателей настоящего и будущего

    10.09.2025
  • Символ славы

    04.07.2025
  • Воздушные замки бразильских фавел

    03.07.2025
  • «Шолоховская весна»: не только про литературу

    13.06.2025
  • Это классика

    11.06.2025
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS