В сборник «Дети блокадной зимы» вошли три повести двух петербургских писателей – Андрея Демьяненко и Романа Всеволодова.
Во всех произведениях показана блокада Ленинграда глазами ребёнка, но каждый раз эта тема раскрыта по-разному.
Главные герои повестей – мальчишки – за короткое время взрослеют на глазах читателей.
Персонаж «Сказок блокадной зимы» Романа Всеволодова Лёша раньше срока сталкивается с такими понятиями, как «смерть», «голод», «бомбёжка», «похоронка». Не терять веры в победу мальчику помогает мечта стать писателем и рассказать обо всём, что он пережил. Лёша понимает, что «это значит уметь сказать мучительную правду так, чтобы от неё стало не только горько, но и светло», «выдумывать, воображать можно. Врать нельзя».
Роману Всеволодову удалось с удивительной точностью передать атмосферу блокадного города (а для этого изучить множество архивных материалов), вызвать у читателя сострадание, сопереживание по отношению к героям книги. Их на протяжении всего повествования связывает не только общая беда, но и, самое главное, настоящая дружба, забота друг о друге, творчество.
Герои произведений Андрея Демьяненко – тоже мальчишки, только живут они в современном Санкт-Петербурге. Школьник Павлик из повести «Автомат Веры» почти ничего не знает о блокаде Ленинграда. И только знакомство с девочкой из блокадного города (здесь автором очень удачно использован элемент фантастики) открывает мальчишке глаза на то время и заставляет многое переоценить в своей жизни.
Вовка из художественно-документальной повести «Из музея в музей» – «путешественник по истории». Начинается всё с его интереса к музеям: «Я обожаю музеи. Они же человека умнее делают. Умнее и лучше». Затем у школьника появляется новое увлечение – он собирает факты, связанные с обороной Ленинграда. Вместе с ним читатели, в том числе учителя истории, обнаруживают много интересного и ранее неизвестного.
Важно, что Вовка, как и Павлик, узнаёт об участии своих родственников в обороне Ленинграда.
Уверена, сборник «Дети блокадной зимы» понравится как взрослым, так и детям. Его с полным основанием можно включить в список книг для внеклассного чтения по литературе. Хотелось бы, чтобы он был во всех школьных библиотеках.