Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2021 г.
  4. № 48 (6811) (01.12.2021)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Идут по БАМу поезда…

Государство продолжает развивать магистраль

01 декабря 2021
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и генеральный директор –  председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров (слева) в режиме видеомоста приняли участие в церемонии открытия второго пути на участке Тыя – Северобайкальск  Байкало-Амурской ма

19 ноября нынешнего года открылось движение поездов на втором пути участка Тыя – Северобайкальск. В этот день из Северобайкальска отправился солидный грузовой состав, ведомый локомотивом 3ЭС5К. Пропускная способность на маршруте теперь увеличится более чем в два раза: с 20 до 41 поезда в сутки в восточном направлении и с 16 до 36 – в западном.

При строительстве не только рельсы прокладывали: одновременно возвели три посадочные пассажирские платформы и три пункта обогрева для работников, новый железнодорожный мост, путепровод через автодорогу и путевой пост с микропроцессорной централизацией. Новая техника, новые постройки – это продолжение жизни, это возрождение края, который из крупных и порой чопорных столиц кажется полузабытым «медвежьим углом». Нет в России «медвежьих углов», каждый квадратный километр её незаменим, прекрасен и необходим для страны.

Расскажем немного о той местности. Северобайкальск – город самый что ни на есть бамовский: он рождался и вставал на ноги во время строительства магистрали. Первые поселенцы прибыли туда 23 июля 1974 года, а первый капитальный дом вырос в посёлке в 1978-м. В наше время этот город с населением около 25 тысяч человек славится не только предприятиями, связанными с железной дорогой, но и лесозаготовками. Кроме того, Северобайкальск – живописный туристический центр, раскинувшийся на берегах Байкала.

30-Северобайкальск ТАСС 16455441.jpg

Город Северобайкальск на севере Бурятии неотделим от железных дорог / Владимир Матвиевский / ИТАР-ТАСС


30-Указатель 60715_preview_wm.jpg

Кказатель, поставленный ленинградскими строителями  на месте будущего города железнодорожников Северобайкальска


Там, где река Гоуджекит впадает в Тыю, расположена тихая станция, названная в честь реки – Тыя. Туда и провели второй путь магистрали. Однопутные участки БАМа становятся двупутными. А увеличение пропускной способности вышеупомянутого участка магистрали – важнейшее событие не только для экономики Иркутской области и Республики Бурятия – здесь правильнее говорить о стратегическом направлении развития государства и его главных артерий – железных дорог, без которых не обходится ни одно промышленное или торговое начинание. Это хорошо понимали наши отцы и деды.

БАМ расширяется, модернизируется. На трассе становится всё меньше «узких мест» – и это главная для железнодорожной индустрии новость последних месяцев уходящего года. Так и нужно её воспринимать – осознавая глубокий смысл такого события, с уважением к современным строителям железных дорог. Именно это – главное для здорового общества, а не светские сплетни или чьи-то провокации, увы, ставшие содержанием жёлтой прессы и телеканалов. Не споры о далёком прошлом с многочисленными версиями – кто был прав, а кто виноват сто-двести лет назад… Зато к строителям, к мастерам своего дела внимания мало. Остаётся надеяться, что подобную печальную тенденцию удастся перебороть, как удалось преодолеть когда-то отставание в области строительства железных дорог. Государство вернулось на БАМ – и это добрый знак. Иначе и быть не могло, если развиваться не по логике разрушения, а по истинным потребностям страны, которая не может жить одним днём. Когда-то бамовцам помогали художники, писатели, кинематографисты, музыканты. Они показывали всей стране, насколько важна эта стройка. Быть может, и в наше время – в новых формах – возродится такая традиция?

В декабре исполнится 115 лет со дня рождения Леонида Брежнева – одного из инициаторов форсированного строительства БАМа. Он был убеждён, что Байкало-Амурская магистраль вдохнёт жизнь в огромную малозаселённую, но богатую на природные ресурсы территорию. Время показало правоту экономического расчёта 1970-х. БАМ стране необходим, и Россия осваивает новые капиталовложения для развития, расширения, модернизации легендарной трассы, надёжно связывающей большую страну с портами Тихого океана. А ведь было время – и не столь далёкое, когда БАМ называли «дорогой в никуда», самой бессмысленной стройкой социализма и так далее. Так говорили экономисты, которым, кажется, неведомо, откуда берутся деньги. Просчитать развитие событий на несколько ходов вперёд им, в отличие от строителей БАМа советской эпохи, не удалось. В наше время мало кто будет с этим спорить…

Сегодня заслуженные бамовцы, герои Всесоюзной комсомольской стройки, приветствуют возрождение легендарной магистрали, как и все профессионалы-железнодорожники. Они создавали фундамент экономически развитой, могучей державы будущего, в которой нет забытых областей, неосвоенных территорий. А развитие, как известно, начинается с железной дороги – как бы трудно ни было её прокладывать через мерзлоту и скалы. С первых посёлков, которые возникают вокруг трассы. Так будет не только на БАМе. В современной России немало прорывных железнодорожных проектов – и для сегодняшнего, и для завтрашнего дня. О них мы тоже не будем забывать.

Современная техника – в том числе отечественная – позволяет строить дорогу быстрее и с меньшими издержками, чем в прежние годы. Мы просто ещё не до конца умеем использовать возможности, которые предоставил человеку-созидателю ХХI век. Но уже движемся в правильном направлении. Поэтому сегодня, как и сорок лет назад, БАМ – это прогресс, новые ритмы работы, перспективы на много десятилетий вперёд. Оттого снова выглядят актуальными строки Роберта Рождественского из старой песни:

 

Сквозь расстоянья и года

Размеренно и строго

Идут по БАМу поезда –

Работает дорога.

 

Дорога работает, строительство продолжается. Такой и должна быть настоящая жизнь. Высокопарно? Зато справедливо.

 

Тэги: Арсений Замостьянов БАМ Регион Северобайкальск
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Скифы ль мы?..

    55 голосов
  • Краеведение по-кёнигсбергски

    41 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS