Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2019 г.
  4. № 49 (6716) (04.12.2019)
Литература Библиосфера

Его непрерывно нужно догонять…

Осколки воспоминаний о мастере

04 декабря 2019

Портрет поздней империи: Андрей Битов / Авт.-сост. Евгений Чигрин; предисл. Валерия Попова. – М.: Издательство АСТ, 2020. – 352 с.: ил. – (Большая биография). – 2000 экз.


На днях на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction будет представ­лена книга «Портрет поздней империи: Андрей Битов», в которую вошли эссе о личности и творчестве писателя и по­свящённые ему стихи, написанные известными авторами – его друзьями и современниками.

Предлагаем вашему вниманию подборку ярких цитат из книги.


Вадим Абдрашитов:

«Битов употреблял, казалось бы, простой термин «самостоятельность». Само-стояние. Само-достижение. Для него было важно, насколько само­стоятельно человек к чему-то пришёл. Пусть даже «генетически» совсем не предрасположенный, а дошёл само­стоятельно. В этом смысле для него образцом был Василий Шукшин. По всем параметрам, по расположению обстоятельств – ну никак не могло его быть, а он смог дойти до творчества. Или Андрей говорил: «Нет, ну это не самостоятельно, это сделано с его учителем…» Не то чтобы плохо, может быть, очень хорошо. Но самостоятель­ность пребывания в творчестве – лите­ратуре, искусстве в самом широком смысле слова, вере была определяю­щим для него критерием».

 

Лев Аннинский:

«Сегодня, зная долгий путь Бито­ва, поражаешься точности, с какой он сразу нащупал одну из главных, сквозных, зияющих своих тем. Эта тема – просвет между именем (сло­вом, названием, знаком) и тем, что за этим именем стоит в реальности. Про­свет, а может, пропасть. Зная Битова, видишь, что этот лейтмотив проходит через всю его прозу: тревожное загля­дывание за слово, нетерпеливое пере­бирание имён и знаков, страх обмана и подмены. Теперь видишь, что Бито­ву вообще легче не назвать героя, чем назвать его, легче сказать: «он», «маль­чик», «человек», чем рискнуть на имя; имя – почти табу».

 

Андрей Арьев:

«Вообще самое интригующее в Андрее Битове, быть может, то, что он писатель, вселяющий в нас грандиоз­ные надежды и постоянно эти надежды разрушающий. То есть он не в состоя­нии быть таким, каким мы его хотим видеть и каким вот только что полюби­ли за его последний шедевр.

Делал он всегда то, что хотел, а не то, что мог бы сотворить на радость поклонникам… Ускользающая, уходя­щая натура в смерче взвихренных мыс­лей. Его непрерывно нужно догонять. Не всегда, правда, догонишь, но всегда утешишься: «Не поймаю, так согреюсь». Чего не отнимешь ни у раннего Бито­ва, ни у полуденного, ни у вечернего, так этого одного: интеллект его проза раскочегаривает».

 

Зоя Богуславская:

«Общение с ним было пиршеством новых идей и мыслей, словарно­го запаса и просто таланта, которые выплёскивались из каждого его рас­сказа, диалога или пересказа. Нас связывала верность людям, обещани­ям, убеждениям, деловым обязатель­ствам, преданность идеям и высказы­ваниям, относящимся к катаклизмам времени. Я бесконечно училась у него поведению в сложных ситуациях, слу­шала его предостережения в любом разговоре, находилась под обаянием его ума и словесного богатства».

 

Дмитрий Быков:

«У меня с ним было не так много осмысленных разговоров. Однажды он сказал фразу, которая нравится мне больше всей его прозы. Летели мы в самолёте с какой-то книжной ярмарки, сидели рядом, я ещё тогда пил понемногу. Самолёты я не очень люблю. Тут что-то в звуке этого само­лета изменилось, я и говорю:

– Андрей Георгиевич, что это?

– Падает, наверное, – сказал Битов невозмутимо, попивая вискарик.

– А как вы думаете, – спросил я, – вот я понимаю, конечно, что душа бес­смертна, но куда денется моё «я»?

– Твоё «я», – сказал Битов, – не более чем мозоль. Мозоль от трения души о внешний мир.

Меня эта формула совершенно успо­коила, и я отдался на волю Божию».

 

Виктор Еврофеев:

«Мы дружили с ним близко, спо­рили бешено. Я приехал к нему в Дом творчества в Переделкине пригласить участвовать в альманахе «Метрóполь». Была поздняя пора золотой осени. Он согласился без долгих колебаний, хотя понимал всю степень риска. Он только что расцвёл как писатель, а тут испы­тание. Он помнил нелёгкое детство. Рассказывал мне, что первый раз съел мандарин в девять лет, с кожурой. Но вот рискнул снова оказаться в полной нестабильности. «Метрóполь» благо­даря ему, Аксёнову, Искандеру стал маяком свободной литературы в то время – и таким останется навсегда».

 

Юрий Кублановский:

«В последние годы жизни он почти не писал. Однако присутствие его в культурном поле России, как это ни странно, не убывало. И если мы не всегда должным образом ценили его присутствие – то ныне горько распла­чиваемся своим культурным одиноче­ством».

 

Валерий Попов:

«Несколько десятилетий именно Андрей олицетворял собой единствен­ный достойный путь развития лите­ратуры, освободившейся от гнёта. Его «Пенелопа», «Пушкинский дом» сра­зу же становились каноническими, определяющими нашу литературную и интеллектуальную жизнь, – под­тверждением чему было огромное количество почитателей, особенно среди интеллигенции, в том числе и зарубежной, вцепившихся в Битова, как в спасательный круг, помогший им удержаться на поверхности. Знаком­ство с ним, или соучастие в чём-то, или перевод его книг означал принад­лежность к высшему литературному свету. Вот как умели себя поставить «забитые» петербургские интеллиген­ты – в лице Битова!»

 

Сергей Шаргунов:

«Он писал не книгами, не главами, не страницами, не абзацами. Пожалуй, даже не предложениями. Словосочета­ниями.

Недавно перечитывал и заметил: его классические вещи, и «Пушкинский дом», и «Уроки Армении», начинаются образом самолёта, не обыденно-меха­нистичного, а подчинённого прихоти неба и как бы даже небом рождённо­го. Всегда и во всём главное, что есть у Битова, – тёплая поэзия тайны за любой деталью. При всей сюжетной и композиционной разнице, его кни­ги – одна книга с вереницей сновидений».

 

Евгений Чигрин:

«…Битова угостили сигарой. Южно­корейской, японской? Не знаю. Рас­слабленный классик в чёрной фут­болке (сохранилось фото) с кайфом закурил… Да и все мы, пребывая под­шофе, как-то расслабились. На эст­раде негромко заиграли, неожидан­но Михаила Исаковского, знакомое, медленное, одинокое… Незадолго до коды Андрей Георгиевич как-то внима­тельно посмотрел на меня и спросил: «А что, поэт, тебе никогда не хотелось написать песню? Такую, чтоб вся стра­на пела, чтоб все знали».

Надо сказать, я был огорошен таким вопросом. Мне в то время Битов представлялся весьма элитарным писателем, и из его уст это прозвуча­ло как минимум странно… Я невнят­но промямлил что-то отрицательное. И услышал в ответ: «А мне бы хоте­лось. Вот только это совсем другой дар. Другое сознание…» И неожидан­но улыбнулся. Я ещё тогда, в дальне­восточное время, заметил, что улыба­ется он не часто».

Тэги: Книга Личность Евгений Чигрин Андрей Битов АСТ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS