Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2019 г.
  4. № 49 (6716) (04.12.2019)
Литература Библиосфера Рецензия

Переплетение шести романов

04 декабря 2019

Ольгерд Бахаревич. Собаки Европы: Роман. – М.: Время, 2019. – 768 с. – 2000 экз.


Каждый из шести романов, собран­ных под одной обложкой, можно читать и по отдельности. Но тема, возникшая в одном из них, вдруг проклёвывается в другом и в третьем. Приём интерес­ный, хотя и не новый. Сам автор заяв­ляет, что это «роман обо всём. Обо мне, о вас всех. О Беларуси, Европе, мире, национализме, иллюзиях, любви, поэ­зии, ненависти, языке, власти, манипу­ляциях, о нашей силе и слабости, о сексе и о смерти, о литературе и волшебстве». Соглашусь с одним исключением – ниче­го о любви в толстой и интересной книге не нашёл.

Да, книга интересная, но, как гово­рится, на любителя. Почему? Да потому, что лирический герой «головного» рома­на декларирует: «Я всегда верил в сума­сшедших. Наверное, это и есть то, что ещё удерживает меня на свете… В каж­дой человеческой общности… всегда най­дутся те, кто всё будет делать не так. Или хотя бы что-то. «Не так» живёт и герой романа. Ему сорок лет, но он не работа­ет, кормится на деньги матери и бабуш­ки. Занимается тем, что создаёт новый, искусственный язык. Только не срав­нивайте его с изобретателем эсперанто Лазарем Марковичем Заменгофом. Пер­сонаж «Собак Европы», напротив, ставит своей целью отгородиться от всех людей.

Но это минский «интеллигент» (кавыч­ки ставлю потому, что рука не поднима­ется назвать интеллигентом паразита и тунеядца). А вот герой другого рома­на – деревенский пацан по кличке Мол­чун. Он тоже отделён от всех остальных людей. Как он смотрит на своих одно­сельчан? «Иногда ему казалось, что он живёт среди зверей. Которые однажды вышли из леса. Порычали друг на дру­га денёк-другой, но потом спохватились и решили, что лучше им притвориться, будто они люди». Однажды пацан сидел за столом и страдал от того, что от жен­щин «запах дикий, жуткий: волчицы, кошки, даже тараканихи. Его передёр­нуло. Захотелось убежать из-за стола, спрятаться, забиться в нору и не выле­зать, пока из леса охотники не выйдут и не перестреляют всю эту самонадеян­ную живность».

Какой выход видит этот странный пацан из своего страшного существова­ния? Бахаревич позаимствовал выход в классическом произведении швед­ской писательницы Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гуся­ми». Молчун подобрал раненого дико­го гуся, держит его у себя в курятнике, холит и лелеет, проводит с ним всё сво­бодное время и мечтает стать малень­ким-маленьким, чтобы, сев верхом на птицу, однажды улететь из ненавист­ной деревни. Это и происходит.

Интересней всего, на мой взгляд, заключительный роман «Собак Европы». В нём завершается детективный по сути сюжет романа, начинающийся на пер­вых страницах с того, что в берлинском отеле умирает человек без документов, оставив после себя рукописную книгу на неизвестном языке и птичье перо. Попытка идентифицировать покойного ведёт сыщика по городам всей Европы – от Парижа до Минска. (Подробнее гово­рить не буду, чтобы читатель не утратил интерес.) Но в этой части романа (или, если угодно, шестом романе книги) дей­ствие происходит в 2050 году, доволь­но подробно рассказывается о жизни в Западной Европе и о геополитической картине мира. В чём-то это напоминает «1984» Оруэлла, начиная с того что в обо­их романах действие происходит через три десятилетия после их написания.

Ольгерд Бахаревич рисует нам Запад­ную Европу, в которой, право же, не хотелось бы жить. Ушли в прошлое кни­ги, литература, искусство. «Нет на све­те большего стыда, чем быть поэтом», – говорит один из персонажей романа. И действительно, если кто-то призна­ётся в этом «грехе», над ним изощрённо издеваются. Таковы развлечения в Евро­пе-2050. Ну, а то, что почти все мужчины носят детали женского туалета, что гомо­сексуализм – норма, это уж само собой.

С Оруэллом книгу роднит и геополи­тика. По Бахаревичу, Райх (Российская империя) железным занавесом отго­родился от Запада. Писатель подробно представляет лишь одного жителя Рай­ха. Это пятнадцатилетний юноша Вик­тор Баум. Вот его взгляды: «Я никогда не был за границей. Но знаю, что хочу жить там. (Хочу) уехать и писать стихи. По-не­мецки, и стать там знаменитым поэтом. Здесь – душно. Здесь – страшно. Здесь некому читать и писать не для кого». (Там) «я готов даже мыть посуду и дра­ить туалеты, лишь бы жить не здесь. Готов жить в дешёвых отелях – и писать, писать. Всем назло написать то, что здесь никогда никто не оценит. Никто... Ино­гда я думаю – зачем мне Европа? Я её уже выдумал… Это дадаисты, Набоков, Паунд, Стайн, Джойс, Вулф, Кафка, фон Штукар, Сильвия Плат, Ходасевич. Ман­дельштам – и дальше… Вот моя Европа».

Начитанность пятнадцатилетнего паренька, конечно, впечатляет, но весь его настрой, простите, смешит. И вызы­вает жалость (немало таких «непонятых гениев» драят туалеты за рубежом). Но герой Бахаревича, к счастью, не из их числа. Он раздумал оставаться на Западе и вернулся домой – без единого сувенира, но с чемоданом книг. А дальше – доучил­ся, отслужил в армии, работал перевод­чиком. И писал – на иностранных язы­ках «странные, бессмысленные тексты, прочитать которые нормальному чело­веку было не под силу». Умер, не дожив до старости. Это, думаю, всё же лучше, чем драить туалеты где-нибудь в Берли­не. Писатель не разжёвывает, но, судя по тому, какой он изобразил «Европу буду­щего», Виктор Баум поступил правильно.

Тэги: Книга
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS